09.10.2024

Забытый кинофильм и его герои

В декабре 1924 года было образовано Белорусское государственное управление по делам кинематографии и фотографии (Белгоскино), которое занималось прокатом фильмов. С 1925 началось производство собственных кинофильмов. Поскольку в Минске производственной базы не было, в Ленинграде организовали студию «Советская Беларусь», выпустившую в 1925 два первых просветительских, или как их называли, «культфильма»: «Мелиорация в БССР» и «В здоровом теле – здоровый дух».

За пять лет киностудия выпустила 32 хроникальных выпуска и 38 хроникальных и научно-популярных фильмов. Размещалась она в Ленинграде, получив для съемочного павильона зал бывшего Петербургского дворянского собрания на канале Грибоедова.

В марте 1925 года Отдел пропаганды и агитации ЦК РКП(б) (Агитпроп) обратился в Совнарком Белоруссии с просьбой предоставить кредит для производства нескольких художественных фильмов на белорусскую тему. Думаю, это была инициатива уроженца Гродненской губернии, тогдашнего сотрудника Агитпропа Якова Яковлева-Эпштейна, впоследствии (в 1929-м, — прим. ред.) ставшего наркомом земледелия (в новообразованном Наркомзёме, — прим. ред.), и расстрелянного в 1938-м. Супруга его, Софья Соколовская была директором Мосфильма и тоже была арестована в 1937-м, по тому же делу. Семья проживала на улице Грановского в знаменитых домах ЦК ВКП(б).

Справка редакции 

Расстрелян Яковлев-Эпштейн был за участие в контрреволюционной террористической организации: на процессе ему припомнили, как в 1931 году от конвейерного метода уборки хлеба (впоследствии успешного и распространившегося на весь СССР) по его настоянию на июньском пленуме ЦК ВКП(б) отказались в пользу традиционного скирдования, и этот отказ пришёлся на голод 1932-33 годов (на Украине именуемый локально голодомором, хотя простирался далеко за пределы УССР, и наблюдался во всей Европе), а Наркомзём был как раз под его руководством. В отчётливо предвоенных 1937-м (арестован в октябре 37-го по "ниточке" Военно-фашистского заговора Тухачевского и Ко) и 1938-м это расценивалось как сознательное вредительство в особо крупных размерах и косвенное доказательство участия в право-троцкистском блоке, чья вредительская сеть была достаточно широка и непредсказуема (деяния её подробнейше живописал на том же самом процессе Бухарин). В 1957-м реабилитирован без разбора дела, по хрущёвской "кампанейщине", а  Бухарин (вместе с Рыковым) - реабилитирован только Горбачёвым в 1988-м, не смотря на публичное признание им вины "на десять расстрелов" (фраза самого Бухарина на открытом показательном процессе, где присутствовали журналисты нескольких стран, включая США). 

Кредит был дан, и сняты три фильма. Предполагалось, что они будут о борьбе с царским самодержавием и польскими оккупантами.

Первым художественным фильмом стала кинолента «Лесная быль», поставленная режиссером Юрием Таричем по повести Михася Чароты «Свинопас». Михась Чарота был в то время редактором газеты «Советская Беларусь». История создания фильма довольно любопытна, но это отдельный разговор.

Основа сценария — повесть о похождениях юного разведчика — бывшего подпаска Гришки, вместе со своей подружкой, дочерью лесника Гелькой, помогающего белорусским партизанам бороться с врагами. Тема борьбы с польской оккупацией после раздела Беларуси была чрезвычайно актуальной. Фильм предполагалось выпустить к пятилетию освобождения республики от врагов, но удалось его закончить только к концу 1926 года.

Вторым художественным фильмом стала кинолента «Его превосходительство» (1928), третьим — «Кастусь Калиновский» (1928, режиссер В. Гардин (1877-1965)).  На третьем фильме останавливаться не будем; тем более, что, как выяснилось, и Калиновский не совсем наш герой. Но следует, наверное, вспомнить, что Гордин, один из основных актёров и режиссёров русского дореволюционного кино, поставил ещё фильм о восстании китайских рабочих в Кантоне в 1927 году – «Четыреста миллионов» (1928).

Имевший большой успех немой фильм «Его превосходительство», был однажды положен на полку и прочно забыт. Будто его и не было.

Фильм основан на реальном событии: 5 мая 1902 года рабочий-сапожник Гирш Леккерт, член еврейской партии «Бунд», совершил покушение на виленского губернатора фон Валя.

Сценарий фильма таков:

Городской комитет социал-демократической партии принимает решение о проведении первомайской демонстрации. Гирш Леккерт и его товарищи разбрасывают листовки с призывами к ней в цирке, который часто посещает фон Валь. Разгневанный губернатор требует доставить к нему влиятельных представителей еврейской общины. Лемзер, казенный раввин, обещает «обрушить закон израилев на головы возмутителей». Народ собирается на демонстрацию. Жена Гирша Ривеле пытается отговорить мужа. Старый раввин проклинает свою приемную дочь Мириам за то, что она встречается с русским социал-демократом Петром. Фон Валь отдает приказ разогнать демонстрацию. Многих арестовывают. Несколько человек убито. Среди арестованных много евреев, в том числе и Мириам. В еврейских домах и синагогах молятся, опасаясь погрома. Старого раввина уговаривают пойти к губернатору просить за арестованных. Но тот все же приказывает выпороть их. Леккерт предлагает убить фон Валя и, несмотря на возражения товарищей, стреляет в него из револьвера. Губернатор ранен. Леккерт избит и арестован. Он отказывается просить о помиловании. Его казнят. В заключительном титре фильма осуждаются действия одиночек.

В архивах Фильмофонда фильм все же сохранился, хотя и без первой части. Его можно найти в интернете.

Рабочее название – «Губернатор и сапожник». Режиссер, тогда еще молодой Григорий Рошаль, уроженец Новозыбкова, сценарист – его жена Вера Строева. Художник фильма И. Махлис, ассистент по монтажу – еще никому не известный Марк Донской. В ролях М. Синельникова (Мириам), Т. Адельгейм (Ривеле), А. Сандель (Шпис, фабрикант), А. Гринфельд (Лемзер), М. Ростовцев (маленький клоун), Н. Черкасов (высокий клоун), А. Ненюков [Нешоков] (Петр), М. Доброва («звезда» цирка).

Роль губернатора и старого раввина исполнял известный артист МХАТа Леонид Леонидов-Вольфензон (1873-1941). Роль Леккерта — непрофессиональный актер, рабочий Ю. Унтершлак.

Натурные съемки проходили в Орше.

Сценарий написан Верой Строевой на основе материалов активиста Бунда Цодека Долгопольского, уроженца Городка Витебской губернии, писавшего на идише, автора рассказов, очерков и комедий, некоторые из них иллюстрированы Эль Лисицким. Материалы в некотором роде тенденциозны, поэтому дополним их иными сведениями.

Что же там, в Вильно, произошло?

В наиболее крупных центрах – губернских и уездных городах – еврейское население составляло более половины всех жителей (в среднем – 59,4 %3). По данным 1897 года в Могилеве проживало 21.547 евреев (что составляло 50 % всего населения), в Витебске – 34.440 евреев (52 %), в Минске – 47.562 (52 %), в Гомеле – 20.385 (55 %), в Бресте – 30.260 (65 %), в Пинске – 21.065 (74 %). Первые чисто еврейские рабочие кружки появились в Минске еще в 1883 году. В конце XIX века евреи составляли более 40 % участников разного рода антиправительственных выступлений в России, представляя собой настоящую «критическую массу русского революционного движения», кружки, руководимые еврейскими социал-демократами, существовали практически во всех городах и местечках Беларуси, Литвы и Польши. В октябре 1897 года в Вильно прошел их съезд, на котором образовался «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» (Бунд). Предполагалось, что Центральный комитет организации будет располагаться в Минске, но прошедший здесь в марте следующего года Первый съезд РСДРП привел к аресту в разных городах более 70-ти членов Бунда, разгрому его центральной типографии в Бобруйске и разрыву многих уже налаженных связей. После этого ЦК Бунда начал работать в Вильно, и в течение четырех последующих лет провел еще три съезда. Языковый барьер долгое время делал Бунд самой законспирированной революционной организацией в России.

На западных окраинах Российской империи в течение второй половины XIX — начала XX веков постоянно происходили политические колебания от активных репрессивных мер и жесткого проведения в жизнь русификаторских мероприятий до смягчения административного воздействия и попыток договориться с местным населением.

Назначенный губернатором Виленской губернии Виктор фон Валь, в 1863-1864 годах принимал активное участие в подавлении польского восстания, в ходе которого отличился личным мужеством и решительностью, за что получил ряд боевых наград. С 1878 по 1892 годы он возглавлял пять губерний — Гродненскую, Харьковскую, Подольскую, Волынскую, Курскую, а с 1892 по 1895 годы занимал должность петербургского градоначальника. Прибыв в Вильно, приказал провести аресты активистов забастовок среди рабочих Вильно и Сморгони, что сразу снискало ему репутацию «сатрапа». Получил в революционной среде огласку разгон виленской первомайской демонстрации. 28 арестованных демонстрантов (22 еврея и 6 поляков) были подвергнуты жестокой порке.

«Свист розог характеризует нынешний наш политический порядок несравненно лучше, чем мог бы характеризовать его гром выстрелов,— писала большевистская газета «Искра». — Сечение — наказание, придуманное для рабов — показывает, что самодержавие царя… означает в то же время полное рабство пролетариата».

Расправа над демонстрантами вызвала всплеск негодования в еврейской среде и привела к покушению на фон Валя, которое было осуществлено вечером 5 мая 1902 года Гиршем Леккертом. Ему удалось в цирке двумя выстрелами ранить губернатора, после чего нападавший был задержан полицией и публикой. В кружках 23-летний Леккерт был известен как пропагандист среди еврейских рабочих и ремесленников в городах Виленской и Витебской губерний и Екатеринославе, а в 1900 году возглавлял нападение около полутысячи евреев-ремесленников на полицейский участок в Новгородском предместье Вильно для освобождения арестованных бундовцев.

Гирша Леккерта военно-полевой суд приговорил к повешению.

В фильме подразумевается, что Леккерт является членом какого-то марксистского кружка или партии, но не говорится что это Бунд. Наоборот, интернациональная дружба отражена в романтических отношениях еврейской девушки и русского молодого революционера Петра. Есть и пресловутая классовость: конфликт еврейской революционной молодежи с ортодоксальными евреями-богачами. Титры в конце фильма гласят: «Шесть револьверных выстрелов революции не делают».

Первой ласточкой героизации Леккерта стали статьи М. Рафеса в журнале «Красный архив» — «Рассказ о царских розгах» и «Гирш Лекерт и его покушение». Это была, так сказать, отмашка. Появилась поэма-пьеса на идише «Гирш Леккерт» Арона Кушнирова (1890-1949), переведенная на русский Эдуардом Багрицким, она и в начале 1930-х ещё продолжала идти в постановке Белорусского государственного еврейского театра (БЕЛГОСЕТ), только к 1934-му ее убрали из репертуара. Кстати, Кушниров, после упреков его адрес в еврейском национализме, срочно перевел на идиш «Слово о полку Игореве».

В театре Мориса Шварца на 2-й авеню в Нью-Йорке, затем в Московском еврейском театре-студии «Фрайнкуст» была поставлена драма бывшего бундовца, уроженца белорусского местечка Игумен, позже натурализовавшегося американца Г. Лейвика «Хирш Леккерт». Автор известен своей драматической поэмой «Голем» (1921).

В двадцатую годовщину казни Леккерта в честь него по советской стране пронеслась волна переименований улиц, наименований поселков и учреждений. Именем Леккерта стали называть клубы и библиотеки, один из первых колхозов Биробиджана носил его имя. Еврейское поселение в Крыму, основанное в конце 1920-х, получило название Леккерт, теперь оно Рюмшино. В 1925 году выходцы из Новгорода организовали в Херсонской губернии колхоз им. Леккерта. Днепропетровское село Трудолюбовка до 1946 года называлось Леккерт, входило в Сталиндорфский еврейский национальный район.

Детский дом в Мариуполе носил его имя. В улицу Леккерта переименована знаменитая Большая Арнаутская в Одессе, названа улица в Омске, в Витебске и Торжке – обувные фабрики, ведь Леккерт был сапожником. До 1985 имя Леккерта носила улица в украинском Николаеве, которую переименовали в улицу Владимира Ивановича Даля, известного своим антисемитизмом. На ней Даль прожил около 15 лет. В 1922 году минские Нижне-Ляховские улицы (им. Ворошилова, ныне Октябрьская, Ульяновская и одна исчезнувшая) тоже переименованы в его честь. Именем Леккерта в Минске был назван совхоз, в районе улицы Людамонтской (Мельникайте). Улицы Леккерта появились в Витебске (бывшая Троицкая), Бобруйске (вместо Семеновской), в Мозыре (бывшая Николаевская).

Удивительно, но в Смиловичах переулок Леккерта существует до сих пор.

В 1927 году в Минске создается Комиссия по увековечению памяти Гирша Леккерта, — «к 25-летию подвига», которую возглавил Самуил Агурский, сам бывший бундовец, один из организаторов Еврейского рабочего ин-та в Чикаго, возглавлявший в 1924-1929 гг. Комиссию по истории Октябрьской революции и РКП(б) (Испарт) ЦК компартии Белоруссии. День казни Леккерта предлагалось отметить в Белоруссии митингами и собраниями. Более того, объявлен конкурс на создание памятника герою и отпущено на это 10 тысяч рублей. Вскорости памятник авторства скульптора Абрама Бразера, автора памятника швейцарскому педагогу И. Песталоцци в Витебске (1920), был установлен на бывшей Соборной площади Минска, — там оставался пьедестал памятника Александру II. В 1937 памятник Леккерту исчез, его место занял фонтан с фигурой стрелка-лучника. Впоследствии здесь заново возвели здание городской ратуши.

В начале 1930-х пьеса А. Кушнирева «Гирш Леккерт» еще шла в постановке Белорусского государственного еврейского театра (БЕЛГОСЕТ), уже к 1934 ее убрали из репертуара.

Во время «борьбы с космополитизмом» имя Леккерта было стёрто из истории революционного движения, о нём предпочитали не вспоминать. Только в 1956 году вышла полуавтобиографическая книга Александры Брунштейн «Дорога уходит в даль», где виленский сапожник предстает в роли революционера.

По-другому обстоит дело с памятью об Иване Пулихове, покушавшемся на минского губернатора Курлова в октябре 1905 года. Пулихова повесили на башне Пищаловского замка, который сегодня известен как СИЗО №1 на улице Володарского – «Володарка». Эсера-террориста тайно похоронили на Сторожевском кладбище.

В 20-летие его смерти могилу Пулихова нашли бывшие политкаторжане, приехавшие в Минск. Они прошли по городу с металлическими кружками в руках, собирая деньги на надмогильный памятник. В 1954 году, когда Сторожевское кладбище ликвидировалось, вместе с останками Пулихова надгробный камень был перевезен на Военное кладбище. Именем Пулихова названа улица, известная всем минчанам.

Пётр КОШЕЛЬ

10 комментариев к «Забытый кинофильм и его герои»

  1. Вся статья блестящий пример государственной дурости!

    *** Первые чисто еврейские рабочие кружки появились в Минске еще в 1883 году. В конце XIX века евреи составляли более 40 % участников разного рода антиправительственных выступлений в России, представляя собой настоящую «критическую массу русского революционного движения»***

    Факт 1
    Еврейские кружки решили соорудить революцию не у себя в местечках. А в окружающей их нелюбимой России. Причем мнения и желания русских в расчет не принимались.

    Факт 2
    Традиция по которой евреи лучше знают как надо русским жить жива до сих пор. Это мы видим и сейчас например по передачам Соловьева с участием Жириновского, Кедми, Сатановского и других. Где каждый раз минимум 3 еврея рассуждают о судьбе России.

    Факт 3
    Не будучи привязанными генетически к русскому этносу, евреям легче видеть ситуацию и более не предвзято и трезво. К примеру Кедми изрекает порой столь мудрые мысли, что их бы надо записывать и претворять в реальность.

    Факт 4
    Сценарий фильма содержит главным сюжетом «царские розги» как символ несправедливости. И конечно с ним следует бороться и победить. Однако тут закопана чистейшая марксистская ложь. Любой раввин прежде всего обязан постараться примирить стороны. И найти методы и инструменты для решения проблемы. Корнем чего является УМЕНИЕ ВЫСЛУШИВАТЬ.

    Вывод:
    Включая еврейскую тематику в сценарий автор должен был показать путь для разрешения конфликта без крови — по законам иудаизма. Но этого не было сделано сознательно. Почему? Да потому, что фильм был предназначен для гоев, а их по талмуду жалеть не обязательно. И если гой сам себе чего напридумывал неверно поняв обещаемое ему (в марксизме или еще в чем) то галахический еврей точно не обязан предупреждать гоя о том, что он обманывается. Отсюда не следует, русским надо отращивать пейсы. Но еврейскую мудрость накопленную веками необходимо изучать и применять чаще. Однако русским пора уже прекращать жить под управлением то немцев, то хохлов, то кавказцев, то евреев. Чтобы перестать жить как вечные гои.

    1. «Еврейские кружки решили соорудить революцию не у себя в местечках. А в окружающей их нелюбимой России. Причем мнения и желания русских в расчет не принимались.» — как же тут не вспомнить ваши, Марк, поучения насчёт фашизма — едва вы увидели ограду с соответствующей фашиной… Сталин у вас фашист был, большевики — ну конечно!..

      между тем ваши логические (и отсюда исторические) ошибки умещаются даже в одно предложение. что значит «соорудить революцию в окружающей нелюбимой» — речь, во-первых, не о России, а о Белоруссии, не забывайте, во-вторых — а где работали эти самые бундовцы, вы не помните? где оставляли свой рабочий пот — эксплуатируемые на правах рабочей скотинки «коренным населением» в виде капиталистов и буржуа помельче (часто даже еврейской национальности)? не в «России» (тогда — Империи с губерниями, что позже отвоевали себе Революцией статус республик — БССР, например, — вот это и была как раз Власть Народа в виде самоуправления на местах, власть, о которой вы всё пытаетесь что-то сказать, не имея ни категорий, ни метода) — ?

      так что это коленце в вашем неудачном имперском фрейлоксе, попытка разделить пролетариат уже на этом уровне на местный и неместный — явно не удалась. да, Бунд был объединением именно еврейских рабочих (за его национальную ограниченность Бунд критиковали все, начиная с Ленина, кончая Сталиным и даже Троцким — читать первоисточники надо, а не диссидентскими сплетнями обходиться) — но они что, требовали национальной автономии только?

      нет, они всего лишь ВМЕСТЕ С социал-демократами требовали равных прав там, где живут и работают (а в Романовской империи — не знали? — была черта оседлости, то есть — что? «государственный антисемитизм»! — помните свои же диссидентские песенки про «сталинизьму проклятую»? — пороки царизма приписывали как раз тем, кто его угондошил, этот царизм) — и вот, когда, значит, рабочий еврейский в своём праве стал утверждаться, 8-часовой рабочий день затребовал, права на демонстрации и забастовки, черты оседлости отмены затребовал — тут вы вспомнили, что губернаторы и прочие привилегированные царские сатрапы — они, конечно, русскому-то рабочему куда ближе к сердцу, чем еврейскому — верно? ну то есть что русский рабочий еврейскому — никак не брат?

      вот это — власть народа по-вашему? ну, чтоб царь, губернаторы, капиталисты, акционерные общества были НАВСЕГДА, а еврейский рабочий знал своё местечко в той пирамиде — и всё то, против чего Бунд справедливо восставал (делая мелковатые при этом шаги в сторону Интернационала и будущего вообще без государств, национальных рамок и границ) вместе с рабочими других кружков и партий?

      да-да, Марк, вы нас тут поучите ненавидеть большевизм — пролетарский интернационализм на деле!.. ваша «логика» заразительна! (про Соловьёва весело и почти верно — но не та аналогия)

  2. ***то есть что русский рабочий еврейскому — никак не брат?***

    В моих словах Вы снова главное решили «не заметить».

    Речь о том, что в фильме надо было: «показать путь для разрешения конфликта без крови — по законам иудаизма». Именно этой иудейской древней мудрости надо учиться и применять ее. Ибо она не содержит никаких элементов фашизма и жестокости. В отличие от скажем древнекитайской мудрости — пропитанной живодерством и фашизмом конфуцианства насквозь.

    Вы постоянно делите народ на классы выпячивая пролетариат вперед. Но это искусственное разобщение лишь вредит всем природным процессам. В живом теле невозможно отделить даже умную голову от глупой задницы — они вместе = тело единое. И в организме верхний круг кровообращения с самой обогащенной кислородом кровью достается всегда голове. И как бы пролетарские пятки не бунтовали против этого — так должно быть и будет. Ибо функции разные и головы и пяток. И держать надо голову в холоде, а ноги в тепле. Как бы не бредили коммунисты идеями, что греть и охлаждать их надо одинаково. Природная натуральная справедливость не в том.

    В духе марксизма требовать чтобы в потреблении еды участвовали все по очереди. Будем уже кушать то через рот, то через ноздри, то через анус? Справедливость в природе в том чтобы органично соединить разное в целое и счастливое. А для этого голове, телу, рукам и ногам надо договориться. Чтобы голова не хихикала ведя пятки бегать по колючкам. А пятки в пролетарской ненависти в отместку не понесли бы голову с края обрыва, да вниз на камни.

    Люди с разными способностями не могут жить в абсолютно одинаковых условиях. Никакой фашизацией это не сделать. Марксистские невежды и живодеры ведь и расстреливали и сажали, а все равно ничего не вышло и не могло выйти, и никогда не выйдет у них. Вы же сами все это понимаете давно, только признать не хотите. Не зря среди марксистов никогда не было ни одного великого ученого биолога, генетика или физиолога. Ибо марксизм антинаучен и противоестественен. Его лживость и утопичность не смог преодолеть даже сам автор этой утопии. И принуждение следовать это бредовой идее марксизма изначально убивает все попытки создать большую гармонию в обществе.

    Вы вроде радеете за хорошую жизнь для людей = прекрасно. Но ведь общество состоит из разных людей, с разными способностями и разными потребностями. И все нужны, включая даже извращенцев, собственными мутациями нащупывающими границы эволюционной мутации для вида. Почему за людей Вы считаете только пролетариат? Что за фашистское скотоводство?

    В который раз предлагаю — давайте попробуем не ломая того что есть, без крови и драки — попробуем находить потенциальные решения для улучшения жизни. Я уже много чего предложил, но для результативности нужны и критики и другие креаторы. Чтобы сообща хотя бы увидеть направление для развития без революций и прочих ужасов. Чтобы искать пути единения и взаимного успеха для всех. И чтобы в итоге хорошо жить среди хорошо живущих.

    Вы ведь даже не разу не попробовали это сделать. Почему?

    1. «это искусственное разобщение лишь вредит всем природным процессам» — опять редукционизм в качестве аргумента. ещё можно про атомы пофантазировать — чего там атомы не умеют ,что у людей есть?

      «вы делите народ на классы» — перл, конечно) нет, что вы сторонник теории элит, «сильного Хозяина» и социал-дарвинист, я вычислил сразу. теперь ещё и Конфуция в фашисты записали — это анекдот какой-то) на классы народ делит сам процесс общественного производства — причём пролетариат выделяется из него с исторической необходимостью, как ранее буржуазия из феодалов — но прогулянное вами в вузе я повторять не буду.

      пытаясь еврейским рабочим вместо революционной теории подсунуть религиозные нормы какие-то, от которых они как раз бежали скороходами — вы ещё смешнее. но «логика» всё та же — «как бы без крови… оставить порядочек такой, какой есть.» консерватизм и охранительство (причём даже без понимания, ЧЕГО охранительство — пусть 80% населения в такой империи загибается в безграмотности и антисанитарии, в рабском положении, вы будете считать что лучше ТАК, чем революция) — но, слава богу (ага, всем сразу — и Яхве тоже) История пошла путём социального прогресса, разрушив отжившее, включая черту оседлости, включая сословия — много чего плохого снёс тот поток.

      кстати, это и есть эволюция, за которую вы абстрактно ратуете — только в человеческом исполнении, когда становится актуально не слепое, рабское следование «природным процессам», а «не ждать милостей от природы, взять у неё это — наш долг», и тогда растёт всё, включая продолжительность жизни, народонаселения (290 млн в СССР) — всё из «Диалектики природы» Энгельса, из того марксизма-ленинизма и диамата, который вы в вузе прогуляли по танцплощадкам 😉 ну а потом и перестройка пришла «логично» для таких, как вы, и капитализм вместо социализма (который вопреки прежним «перегородкам», которые и стали ненужными в ходе роста производительных сил, объединил народы в небывалую семью, при Народной, Советской власти)

  3. ***опять редукционизм в качестве аргумента. ещё можно про атомы пофантазировать — чего там атомы не умеют ,что у людей есть?***

    Вас не женщина родила.
    Вас на фабрике роботов марксизма сделали.
    Сверх плана. С участием профкома и по решению ЦК.

    Извините… вырвалось.

    1. Марк, постоянное прибегание к редукции в вашем исполнении — классическая философская ошибка, первой которую гениально разрешил еще Бенедикт Спиноза, родом из Нидерландов (17 век, с нелюбимым вам марксизмом связан не был). Вы сводите противоположные ряды явлений к тому общему, что имеется в составе каждого из них, но взятых отдельно друг от друга.

  4. ***постоянное прибегание к редукции в вашем исполнении***

    Ибо упрощение = первый способ алгоритмированного мышления. Модельные схемы обязательно упрощаются для стратегических решений. После чего разрезанные анализом на отдельные задачи уже решаются более дисперсно. И так вплоть до микро уровня. Вряд ли кто сможет рассчитать поведение квинтиллионов молекул плюмбума в расплаве квинтиллионов молекул оксида водорода.
    Но можно легко рассчитать поведение пули в воде.

    ***философская ошибка, первой которую гениально разрешил еще Бенедикт Спиноза***

    А разве не Спиноза в своей этике отмечал, что всё и возникает и действуют токмо по законам природы? И природа сия везде абсолютно одинакова? Собственно аргументируя к природе и ее законам я лишь выполняю ту роль, которая дана нам природой — быть ее частью. Поэтому вместо эволюции с помощью крови и драк предлагаю использовать коллективный разум. Который у нас появился именно в процессе этой самой природной эволюции. Разве это плохо, если мы будет находить умные и мирные способы для своего прогресса?

    1. Марк, упрощение в вашем случае есть механистический взгляд на вещи. В вашей концепции не учитываются противоречия, что составляет основу подлинного мышления. Постараюсь принести понятный пример. По вашей механистической логике, главный источник человеческого поведения будет в наборе безусловных рефлексов, реакций, то бишь бихевиоризм. А Спиноза был противником как религиозного мышления, так и сугубо механистических логик. Природа человека, по Спинозе, не является только частичкой самой природы.

      1. ***источник человеческого поведения будет в наборе безусловных рефлексов, реакций***

        Так и есть в детском возрасте. И затем уже на генетическую базу ставится воспитание. Формируя последующий эпигенез. Генетические способности не столько ограничивают, сколько направляют ход развития. Можно из парня ростом «метр с кепкой» сделать великого баскетболиста. Но это будет намного труднее нежели из того кто 220 см от пола. Вы правы — я специально напоминаю о важности природного биологического подхода.

        В нашем общении важно уточнить, что марксизм никогда не хотел учитывать генетику. Объявив, что все равны и точка, а кто против — те контра. А на самом деле все уникальны и своеобразны, даже близнецы. А значит уже не равны. Посему и права не могут быть равны и обязанности должны быть разные. Ведь природе у каждого либерала на шее висит и комунная ноша. А в обществе людей современные либерасты извратив сам либерализм активируют у своих противников буквально склонность к фашистским идеям о введении коммунных защитных механизмов. Роль коммуны обязательно надо восстанавливать, но нельзя опускаться до марксизма. Ибо суть марксизма не в христианском смирении, а в фашистском навязывании теоретически благих измышлений живым людям. А живые разные люди не могут жить по сиим измышлениям без принуждения.

        Году 70-како то в беседе с очень старым истинным коммунистом я спросил, что будет когда коммунизм наступит? Старик очень уверенно сказал, что тогда все будут делать роботы. А мы что будем, уточнил я? И он подумал немного и сказал, что мы будем просто сидеть и вырезать что-нибудь из дерева. Я заметил, что не очень люблю «вырезать из дерева». Тогда он подумал и сказал, что хорошо — ты сможешь из дерева вырезать, что сам хочешь. Я вторично намекнул ему, что не хочу ничего «вырезать из дерева». Была пауза с минуту… Во время которой по лицу этого убежденного коммуниста ходило мучительное выражение раздумья. Затем он рассердился и рявкнул на меня — будешь вырезать! И больше со мной не общался. Прошу обратить внимание — это реально дословный разговор.

        Чтобы найти хорошие решения для себя и для общества — надо оторваться от догматизма. И начать делать то, что еще никогда человечество не делало. Начать коллективно работать над постановкой задач и выработкой совместных способов бытия без всякого насилия. Предоставляя максимум либеральных личных свобод и возможностей, при одновременном сохранении всех необходимых и полезных функций коммунного общества. Оставаясь в рамках гуманизма и природы одновременно. Сейчас этого единства нет — либерасты тащат одеяло на себя, коммунняки на себя. Но когда-то придется начать жить по уму, в любом случае. Просто мне хочется чтобы русские были первыми в мире, кто включит конструктивизм. Ну неужели кому-то из нас нравится нынешний внутригосударственный и международный маразм?

        Так понятнее?

      2. Если я говорю что не так — смел поправляйте, не стесняясь.
        Только спасибо скажу. Набираться разума здорово!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...