06.10.2024

90-летие Союза писателей СССР в ЦДЛ

В начале нового литературного сезона в Малом зале Центрального Дома Литераторов 18 сентября состоялась однодневная конференция Международного сообщества писательских союзов. МСПС является прямым юридическим преемником Союза писателей СССР и объединяет под своей эгидой все писательские сообщества бывшего Советского Союза.

На конференции присутствовали представители от всех писательских сообществ стран бывшего Советского Союза, а также гости из дружественных стран — Палестины, Непала, Афганистана. Конференция включала в себя три части, первые две были посвящены собственно внутренним вопросам МСПС, третья — вопросам Литфонда. Ведущим конференции был заслуженный работник культуры, писатель, актёр театра и кино Юрий Коноплянников.

В ходе конференции Юрий Коноплянников был вновь избран председателем Международного сообщества писательских союзов. Секретарём конференции был избран Владимир Крымский. Вела стенограмму Ирина Аникина (выпускающий редактор «Общеписательской Литературной газеты»).

Ирина Аникина, Юрий Коноплянников, начало конференции

В первой части мероприятия были заслушаны и зачитаны приветствия участникам конференции, присланные от председателей писательских сообществ России и стран СНГ.

Вторая часть конференции представляла собой отчетно-выборную сессию, в ходе которой был избран председатель МСПС, представлены на обсуждение делегатов конференции требования МСПС касательно принадлежащего сообществу имущества. Также председателем МСПС был представлен отчет о событиях и достижениях МСПС за период с 2021 по 2024 гг.

В заключение конференции состоялось награждение ряда делегатов почётными медалями «За заслуги перед литературой». В финале мероприятия литераторами единогласно было принято решение для интенсификации работы всех писательских союзов проводить подобные конференции чаще. По меньшей мере, два раза в год.

Очень точно охарактеризовала состоявшееся мероприятие представительница Ставрополя, член Союза Писателей России, руководитель литературного фестиваля «Белая акация» Екатерина Полумискова:

— Одно было понятно всем, кто приехал из регионов и зарубежья или посетил конференцию МСПС и Литфонда, просто переместившись по столице на Большую Никитскую  –  это Россия, это Москва, это Мастера! География русского слова границами не замыкалась никогда. И это радует. Безусловно, Международное сообщество писательских союзов осуществляет благую миссию, ведь объединение творческих людей, литераторов очень важно для современного мира, современных реалий. И очень отрадно, что МСПС неуклонно, стойко, даже стоически осуществляет эту миссию.

Корнелия ОРЛОВА, ответственный секретарь

Делегаты конференции в Малом зале

От редакции: Нечасто бывая на таких официальных мероприятиях, но будучи настойчиво приглашён на конференцию нашим ответственным секретарём в статусе гостя, я вскоре после её начала понял, что пришёл как никогда по адресу и вовремя. Девяностолетие Союза писателей СССР никак иначе нельзя, неуместно было бы отмечать, как только в составе тех уцелевших авторских сил и презревших постсоветские границы связей СП СССР, которые могут ещё себя показать. Которые могут громко заявить о себе: «Мы живы, мы пишем, мы ведём свою летопись лихолетий и разлук республик!» И жизнь эта «послеразводная» — ох, как не сладка!..

Советский патриотизм как формула дружбы народов, как рецепт мирного совместного созидания нациями единой многонациональной по духу культуры — многим кажется сегодня абстрактным, «потусторонним» ксенофобским и шовинистическим реалиям дня. Однако конференция МСПС показала обратное, причём вне политики: если СССР можно «распустить» волей пьяной лапы врага советского народа Ельцина, то писательские связи — остаются нерушимыми, неподвластны историческим преступлениям политиканов.

Да, самих писателей мало (ибо быть сегодня писателем — это не привилегия, не профессия, а существенное обременение, как мы знаем даже в относительно благополучной Москве). Да, работа их в подавляющем числе случаев не имеет никакой государственной поддержки (чему наиболее ярким доказательством — служит наш еженедельник, отпущенный год назад «на вольные хлеба» Минцифрой и вспоминаемый ею только в случае необходимости отчётов за давние грошовые субсидии)… Но живы на республиканских островках СССР не просто писатели в своей авторской отдельности и уникальности — живо их общение, их со-общение, их союзность, сияющая мятежным советским многоцветьем на мрачном, враждебном, антисоветском фоне Постэпохи.

Скромнейшие на вид, с походными рюкзачками за спинами некоторые, в бейсболочках, майках под пиджаками вместо «армани», все «с корабля на бал»… Это были всё равно и всему наперекор советские писатели, не смотря на неказистый вид («да и какая, с каких гонораров может быть у нас сейчас солидность? смеем ли мы пиджачно «юбилЕить» на руинах СССР дату Его Союза писателей?» — пронеслась у меня критическая мысль). Не все пятнадцать республик СССР были представлены делегатами, увы, но, из запомненных мной, наиболее ярких выступлений, — Россия (отдельно — Ленинградский Литфонд), Белоруссия («Полоцкая ветвь»), Киргизия, Молдавия, Тува, Прибалтика, Крым, Дагестан, Абхазия… Даже Афганистан!

Ахгар Саид Азам

И вот как раз из Афганистана товарищ Ахгар Саид Азам очень важное стихотворение в части первой (приветственной) конференции прочёл, сильно волнуясь — потому что оно как раз о том политическом и историческом моменте, в котором оказались не одни писатели бывшего СП СССР, а и все его народы — Советского Союза. Сперва на персидском прочёл, а потом перевёл. Смысл стихотворения такой: мы (в СССР) были на вершине горы (культуры и цивилизации), однако решили стремительно оттуда спускаться (в 1991-м), и повлекли камнепады за собой, и град стал лупить нам в спину, — так надо иметь теперь мужество устоять даже на склоне, не падать с ног!       

В родном Афганистане до пришествия туда воинствующих исламистов (с которыми и сражался десять лет, с 1979-го, защищая социальный прогресс, ограниченный контингент Советской армии) отучившийся в СССР Ахгар Саид Азам поднимал на ноги детскую литературу… Почти как первые учителя-большевики в школах среднеазиатских республик СССР (см. рассказ Андрея Платонова «Песчаная учительница» — почти о своей жене, её судьбе подвижницы).

Представляете себе такой род работы на фоне едва ли не шариата и тотальной безграмотности в качестве «альтернативы» моджахедов? Сказки, воспитывающие детишек, стремящихся не к «традиционным ценностям» и прочим адатам-веригам, а к знаниям, науке, культуре, искусству и врастанию в цивилизованный, куда более религиозных рамок просторный мир… Вот такие здесь собрались люди, такие специалисты. Только одна страница общего тома судеб, связанных с СП СССР.

Часть вторую конференции, где обсуждались вопросы имущества СП СССР (рассованного нынче по очень многим посторонним карманам и ассоциациям) я, конечно же, покинул: это внутренние вопросы. Хотя, угадать, что там обсуждалось — не так сложно. Не случайно же использовался как экранный фон Дом Ростовых — к которому исторически ЦДЛ и пристроен со стороны улицы Герцена (Большой Никитской), например…

В том-то и заключалась «производящая» способность (кавычки тут можно убрать) СП СССР, что он обеспечивал мастерам художественного слова такие условия, такую обстановку (и моральный климат вообще), в которой можно было устремлять мысли в коммунистическое делёко (для общества — важнейшая работа), в которой воображению и творчеству было настолько уютно, что… и рождались шедевры мирового уровня.

Как ни примеряй расхожую фразу «формула успеха» — сюда не подойдёт, но всё же об этом. Потому и признавали нашу культуру во всём мире (даже идеологические враги признавали — и прикармливали, тиражировали отщепенцев вроде Солженицына), — как верно напомнил в написанном по пути, в такси, вступительном слове Юрий Коноплянников, — и переводили, и даже равнение брали. Потому что нигде в мире такой систематической заботы государства о писателях не наблюдалось. Кто, как Серафимович, до революции или в ходе революции писателем становился — тех селили наравне с министрами, учёными, чекистами и стахановцами в Доме СНК («на набережной»). Кого уже в СССР воспитали, кто вырос в писателя — те на хорошие гонорары свои строили писательские кооперативы (в Безбожном переулке — но это поздний, а довоенный — был помимо дома в Лаврушенском, «дома Массолита», например, «Жургаз» рядом с типографией НКВД в 1-м Самотёчном переулке, где была большущая, затем коммунальная, квартира Михаила Кольцова, главреда «Огонька»).         

Это неизмеримо сейчас никакими виллами и яхтами постылого расеянского олигархата (в сверхкомфорте единиц сосредоточилось прежде доступное сотням и тысячам) — который частично во втором поколении с писательскими и правительственными дачами чуть ли не родственные связи имеет (Бонч-Бруевичи, например)… Да-да, сила, авторитет и именно успех производительности столь ненормированного труда, как писательский, — в СП СССР определялись материальными предпосылками, условиями, создавались которые десятилетиями и тысячами уважающих писательский труд рук.

Статус писателя в СССР был общественный в первую очередь, а уже во вторую — государственно оформленный, зафиксированный, обеспеченный. Потому и вырастали башни отнюдь не из слоновой кости, а из «генеральского» кирпича, глядящие в море, в Пицунде и Прибалтике… Не для роскоши — для творчества!..

Частично об этом и писал Демьян Бедный ещё в 1937-м («Рабочий отдых в старину и теперь»):

Кто мог представить в годы оны
Рабочий отдых наших лет:
Музеи, парки, стадионы,
Театры, музыку, балет?

Все виды радостного спорта,
Парадов мощную красу,
Уют приморского курорта,
Дома для отдыха в лесу!

Пролетарский поэт-классик, «правдист» сравнивал дореволюционные «нормы» отдыха (алкогольного преимущественно) и то, что было создано всего за 20 лет социализма — в том числе, уже и для писателей. Помним, откуда и как взялось Переделкино — вопрос Сталина Ильфу и Петрову после «Одноэтажной Америки» — «как там живут писатели?» — «по дачам»…

Но не только Переделкино ныне под большущим вопросом в плане изначального назначения (служит ли оно писателям именно? я вот последний раз был там прошлым летом в составе семейной экскурсии — гигантский участок Церетели с его монструозными невостребованными деяниями, конечно, выделяется, но и он уже не самое страшное, новая знать пристроилась)… В общем, надеюсь, что созданное не просто там властью какой-то — всем советским обществом созданное для писательской работы, будет возвращено тем, кто эту редчайшую и тяжелейшую работу ведёт не благодаря, а вопреки недружелюбной окружающей капдействительности.

***

Вообще, у меня конечно рвались и эмоции какие-то братские, и даже тосты — но на правах гостя я помалкивал и впитывал атмосферу. Поскольку каждый выступавший и в Малом зале и позже в ресторане, говорил что-то настолько важное и, пошло говоря, эксклюзивное — что эмоции и эмпатии подождут, не их день рождения… Самое ценное на таких съездах/конференциях, конечно, неформальное кулуарное общение.

Первым меня заарканил товарищ Каплан (имя, не фамилия) — оказывается, общались в Сети, и сразу признал. Не вспомнив самого сайтового общения (это был флэйм — товарищ критиковал самого Маркса, и соответственно я, как обычно пламенно и категориально стройно, отвечал «за того парня»), я тем не менее просто обомлел от рассказа об общении Каплана с Николаем Рубцовым в 1965-м. В таких подробностях, что совпадали и с воспоминаниями девочки, которая была адресатом знаменитого стихотворения о велосипеде и букете, которое эстрадник Боборыкин положил на музыку (развалочно-попсовую).

На танкере, где матросил Рубцов, когда тот причаливал к родным брегам Каплана — они и виделись, и Рубцов читал в местном кафе на причале свой замусоленный, запачканный до неприличия (это слова очевидца) томик Сергея Есенина. А изданий в СССР на тот момент было немного — и Каплан обратил внимание, что листы буквально слипаются от частой читки (видимо и работа на танкере сказывалась — руки то в машинном масле, то в мазуте)… Позже, отчитав всё любимое есенинское, Рубцов так говорил: «а теперь слушайте стихи гениального поэта…» И читал уже свои, иногда под гитару или гармонь.

Вот только первый глоток «эксклюзива» что ждал меня в первые 15 минут прихода в Малый зал, до начала конференции. Далее было не менее интересно, когда республика за республикой, выступающий за выступающим — обнаруживали в словах своих не просто тоску, ностальгию (как обычно опошляют тему) по СССР, а именно советский патриотизм, принадлежность к советскому народу и советской Большой, всеохватной культуре. Поэтессы, писатели, критики… Олеся Рудягина из Молдовы (двое суток в Москву добиравшаяся из-за суммарных особенностей внешних политик экс-республик Союза), конечно, громче и ярче всех, первой подняла эту тему — причём, дважды. Второй раз ироническим, бросающим вызов любой антисоветчине стихотворением, начинающимся со слов:

Я — совок. Я — ватник, ,,вата,, —
Штамп пожизненной вины:
У меня глаза солдата,
не пришедшего с войны.

Савицкая представляет знаменитого палестинского поэта Абдуллу Исса

А вот потом, когда началась ресторанная часть, казалось бы, постскриптум конференции, — я и не ожидал, что самое-самое содержательно важное будет там, причём после развлекательных песенок универсального кабаре-шантан-дуэта Мовшиц-Иволга. Во-первых, раскрывшаяся, словно из кристража («Гарри Поттер»), из образа сдержанной стенографистки конференции — подлинная бледнокожая валькирия тяжёлого (симфонического!) металла. Вот уж, как говорится, здесь-то и не ожидал!..

Ирина спела такую важную песню, которую здесь и сейчас не всякий бы исполнил — она была о нынешней войне, была сложна, зашифрована, но смела. И шла через песню красной нитью припевная мысль «чужие свои» (в диалектическом противоречии наводя слушателя на выход за пределы формально-логических пропагандистских плоскостей)… И яснее мне становилась грусть Ирины до момента, когда смогла «расправить плечи» своего недюжинного, глубоко атакующего голоса. Эта искренняя утренняя печаль в глазах, как сразу мне подумалось ещё в Малом зале, несёт что-то всеобщее из политического момента. А если женственное, то с контрапунктом — суровое и сильное, лишённое всякой нежности.

Так бы на беснующихся по островным лагерёчкам в ксенофобском «патриотизме» островитян, — глядела не окаменевшая (из слитных лат литая) в Сталинграде, а ожившая их Родина-Мать. Не нынешняя родина-мачеха, а подлинная. Единая, советская… Печально и хмуро: потому что умудрились продать, «закантрактовАть» даже её имя — так же и пишут («заключи контракт с родиной»), не стесняются рекламные сущности.

Ирина Аникина в нордически-замковом антураже кафе ЦДЛ

Во-вторых, тему — и именно с советской гуманистической, универсалистской и интернационалистской стороны, — конечно, затрагивали до Аникиной выступающие. «Мы за мир! Мы за братство!» — дважды звучало наболевшее. Но спеть это так, чтобы воображение децентрировалось, оторвалось от официозной «намагниченности», перенеслось по ту сторону условной и подвижной границы событий, чтобы увидеть и там точно таких же своих — а советское как раз в этом и кроется, — смогла она одна. Нет чужих — потому что нет для нас границ!.. Не удержав на этот раз волны эмпатии, я в порыве нескромности подошёл к Ирине, подарил свою книгу «Времявспять» 2017 года. Очень надеюсь, что это не останется только жестом, а дело дойдёт до чтения (там как раз и об августе 1991-го и о боевых нулевых).

Как не знала, что Лимонов писатель будущая мать его двоих детей при знакомстве в ресторации в Леонтьевском переулке, так и Ирина не слышала ничего о нашей группе «Эшелон» (поделом рэдметаллистам-первопроходцам! отставникам-нулевикам… нечего годами молчать напыщенно!)…

Следующим по яркости для меня, субъективно — прогремел Борис Свердлов (фамилия обязывает!) — прочитал из «Братской ГЭС» Евгения Евтушенко фрагмент, «Учительницу Элькину»*. Фрагмент, который здесь же десятилетиями ранее звучал, в их узкой компании, — молодого тогда поэта Свердлова и всемирно признанного, ещё не переобувшегося в антисоветчика и антикоммуниста Евтушенко, в 1977-м, кажется…

Понимая, что это только первое знакомство, дослушав выступление товарища из Тувы, — я уносил полную чашу впечатлений, эмоций и эмпатии домой. Да и пора было честь знать, уже чай/кофе предлагали, автобусы в «Измайлово» подавали…

Дмитрий ЧЁРНЫЙ

*
...
А тот, из Костромы,
еще живой как будто,
и лишь глаза странны.
"Подстрелили чистенько,
я уже готов.
Ты не трать, учителка,
на меня бинтов".
И, глаза закрывший,
почти уже не бывший,
что-то вспомнил рыжий,
улыбнулся рыжий.
И выдохнул
           мучительно,
уже из смертной мглы:
"Мы не рабы,
             учителка,
Рабы не мы..." 

Азбука революции. Глава 11. Поэма «Братская ГЭС».

4 комментария к «90-летие Союза писателей СССР в ЦДЛ»

  1. Какой Союз писателей… Сегодня, когда все пишут и издаются, союз не нужен, тем более такой. Когда все пишут, писатель не профессия, а профанация. Все союзы разогнать и закрыть дело.

  2. ***патриотизм как формула дружбы народов, как рецепт мирного совместного созидания нациями единой многонациональной по духу культуры — многим кажется сегодня абстрактным***

    Швейцарцы живут по этому рецепту намного дольше.
    И благодаря полному отсутствию марксизма = намного успешнее.
    В который раз призываю начать уже строить жизнь не хуже Швейцарии.

  3. Вопрос — может ли, хочет ли и способен ли … Союз Писателей официально взять под свой патронаж тему сочинений школьников? Ведь это превосходный ресурс для выявления талантливых детей в стране. Учителя имея право от Союза Писателей могли бы проводить не просто сочинения, а сочинения для участия в литературном конкурсе страны. Всяко на школу несколько интересных сочинений найдется. И большинству детей будет приятно если его похвалят из союза литераторов страны. А это еще один повод подросткам заинтересоваться творчеством, а не глупостями.

    Тем детям, чьи сочинения хороши давать официальный статус «Юного Литератора». А тем что постарше и уже имеют такой статус давать затем «Кандидата в члены Союза Писателей». Ведь чем больше у нас кандидатов в мастера и в доктора — тем выше уровень культуры и самосознания. Ресурс детского творчества огромен и его надо выносить на публику. Занимать место добрым и показывать народу что мы не упырем растим, а нормальное здоровое поколение. Ради которого есть все и будет все. Чай Союз Писателей не переломится от такой деятельности?

    Конечно возникает подзадача — а кто этим будет технически заниматься? Так это просто другая задача и решить ее можно гарантированно решить зная ресурсы. Но попробую на вскидку сразу предложить один из вариантов — публикация детских сочинений на сайте союза. Сие делается технически легко. Там же и голосование открытое можно сделать. Заодно полезно будет почитать и родителям и детям и особенно политикам — чем дети живут. Ну и конечно всем увидеть и общий уровень и стиль отдельных претендентов.

    Второе решение — выдать желающим попасть в Союз Писателей роль позитивных критиков — чтобы поработали над детским творчеством. А так же дать такое право учителям литературы ибо средь них весьма толковые найдутся. Так наиболее усердные критики (кандидаты и учителя) могли бы от Союза Писателей получить официальный статус «Критик Союза Писателей». Если ребенок учится в классе у преподавателя с дипломом «Критика Союза Писателей» — разве сие плохо?

    Много вариантов чего можно сделать в этой области.
    Было бы желание писательскую попу поднять, да пошевелиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...