13.12.2024

Чекисты на войне (оболганные герои)

«Гордиться историей НКВД позорно и стыдно, это всё равно что прославлять гестапо» — примерно такой рефрен регулярно слышим с конца 1980-х годов и по сей день. НКВД для подобной публики — сплошь лагеря, репрессии, расстрелы, заградотряды и депортации народов. И не важно, что в состав работы НКВД входила диверсионная работа, организация партизанского движения, разведка, контрразведка, милиция, пожарные, пограничники. Целый шквал желчи, ненависти и троллинга…

Да нет же! Позорно — это как раз совершенно не знать (а ещё хуже — намеренно лгать) истории, и «заочно», по незнанию стыдиться её, вместо того чтобы её изучать и потому ею гордиться.

Основная часть населения получает информацию только через «поп-культуру», художественные произведения и в первую очередь через кино. В особой чести у кинематографистов — это сказка о «кровавых» чекистах (особистах, энкавэдэшниках, смершевцах). Мало какой фильм «о войне» обходится без образа выбивающего зубы у честных офицеров, трусливого и жестокого особиста-чекиста.

Практически единственный нормальный фильм о роли «Смерша» в войне – это фильм Михаила Пташука «В августе 44-го…», снятый по роману Владимира Богомолова «Момент истины (В августе 44-го)». Но он теряется на фоне иных «шедевров» постсоветского кино: «Штрафбат», «Диверсант», «Московская сага», «Дети Арбата», «Курсанты», «Благословите женщину» и т. д.

Чем обычно заняты чекисты в новорусском кино? Да фактически они воевать нормальным офицерам и солдатам мешают! Чекиста хлебом не корми — дай кого-нибудь расстрелять под надуманным предлогом. При этом, как правило, стандартный особист — это садист, полный мерзавец, пьяница, трус и т. п.

Любимый ход кинематографистов – это показать чекиста в контрасте. Для этого в фильме вводится образ доблестно сражающегося командира (бойца), которому всячески мешает представитель НКВД. Часто этот герой из числа ранее осужденных офицеров, или даже «политических». Или подлый чекист, как в самом начале «Цитадели», в снятом за государственный счёт кинофильме главнейшего патриота нашего Никиты Михалкова, — строчит из пулемёта в спину красноармейцам в заградотряде, — ну, кто он, если не враг «честному русскому солдату», который пытается реализовать свою свободную волю и отступить с позиций, а то и податься в плен к немцам?

Но бойцы и командиры НКВД, военной контрразведки – это военное ремесло, без которого не обходится ни одна армия мира. Защитой информации занимается контрразведка. Бывает, что один-единственный разведчик или диверсант противника может причинить ущерб гораздо больший, чем целая дивизия или армия. Один вовремя не выявленный предатель, или трус, может погубить целое подразделение, сорвать выполнение боевой операции.

Во время Великой Отечественной войны погибло почти сто тысяч бойцов Наркомата внутренних дел. Но мало кто знает, что только снайперы НКВД, по некоторым данным, во время войны уничтожили до 200 тысяч солдат и офицеров противника. Например только в одной докладной записке сообщается — «О боевой деятельности снайперов войск НКВД СССР по охране важных предприятий промышленности за период с 1 октября 1942 г. по 31 декабря 1943 г.» говорится:

«…Части войск за истекший период прошли практику в боевых порядках действующей Красной Армии, причем некоторые из них по 2–3 раза. В результате боевой работы снайперами войск уничтожено 39 745 вражеских солдат и офицеров. Кроме того, сбит самолет противника и уничтожено 10 стереотруб и перископов. Потери наших снайперов: убито 68 человек, ранено 112 человек».

Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН) Наркомата внутренних дел (их формировали из сотрудников НКВД, иностранцев-антифашистов и добровольцев-спортсменов). Эти соединения провели 1084 боевые операции, ликвидировали примерно 137 тысяч гитлеровцев, уничтожили 87 руководителей немецкой оккупационной администрации и 2045 немецких агентов.

Внутренние войска Наркомата за период Великой Отечественной войны провели 9 292 операции по борьбе с бандитскими группировками, в результате них было ликвидировано 47 451 и захвачено 99 732 бандита, а всего обезврежено 147 183 преступников.

Вставшие первыми на пути агрессоров

Немецкий «блицкриг» уже в начале войны «споткнулся» о Пограничные войска НКВД СССР. Из сотен погранзастав НИ ОДНА не отошла без приказа. Погибая целыми заставами, они выигрывали время для выхода на оборонительные позиции частей прикрытия границы РККА, а части прикрытия в свою очередь, обеспечивали развертывание основных сил армий и фронтов для их дальнейших действий.

Пограничные войска были приведены в полную боевую готовность 21 июня, они дрались героически, часами, сутками, хотя противник отвёл на них не более получаса в своих планах. В итоге в России до сих в полной мере не оценен и не осознан подвиг Пограничных войск НКВД СССР, которые своими действиями положили начало срыву плана «молниеносной войны» 3-го Рейха.

Органы НКВД оказались чуть ли не единственной структурой, которая в хаосе и суматохе начала войны действовала чётко, организованно и достаточно эффективно. Дополнительно к существовавшим в мирное время структурным подразделениям НКВД, таким как милиция, пожарная охрана, пограничные войска, внутренние войска, оперативные войска, охрана правительства и так далее, прибавились новые:

1-е управление — разведка за границей;

2-е управление — контрразведка;

3-е управление — секретно-политическое; управление особых отделов; транспортное управление; экономическое управление;

особая группа (впоследствии 4-е управление), занимающаяся проведением специальных операций на оккупированной территории.

Нет ни одной крупной операции первой половины войны, где не сражались бы военнослужащие войск НКВД. С самого начала они стали стратегическим резервом Ставки, который бросали на самые тяжелые участки.

Уже 29 июня из кадров НКВД было сформировано 15 новых стрелковых дивизий для отправки на фронт. К тому времени на передовой уже находились десятки частей НКВД. Многие из них приняли бой в первые же часы войны. («Прощай, Родина. Я умираю, но не сдаюсь» — эта знаменитая надпись из Брестской крепости была выцарапана именно в казарме 132-го батальона конвойных войск НКВД.) «Конвойных» — страшно же звучит для правоверного обитателя «Новой России», читавшего Солженицына и почитающего Ельцина с Горбачёвым, чему учил нас преемник Ельцина?..

Но вот вам герои, которые конвоировали врагов народа туда, где их судил народный суд до Великой Отечественной, — это они встретили врага лицом к лицу и не отступили… А вот те, кто их записал в «вертухаи» — выстояли бы в такой схватке? Есть большие сомнения, что вообще оказались бы на линии фронта — это потомки тыловых крыс или внуки тех самых врагов народа, мстящие через несколько поколений НКВД как «бесчеловечной машине, перемалывавшей судьбы и волю интеллигенции…»

Солдаты и офицеры войск НКВД вместе с красноармейцами и краснофлотцами обороняли Могилёв, Одессу (в Одессе до 2020-х годов даже достоял бордовый памятный камень на месте, где сражались НКВДшники, — от нападок правых придурков его отстаивали не раз местные жители, — прим. ред.), Ростов, Харьков, Севастополь, Прибалтику, Крым. Когда в сентябре 1941-го армия оставляла Киев, последними из города уходили бойцы 4-й дивизии войск НКВД по охране дорог; им ещё надо было успеть взорвать за собой мосты через Днепр.

Чекисты против эсэсовцев

Войска НКВД сыграли важную роль в развёртывании партизанского движения. Так, только в партизанские отряды Ленинградской области в августе – сентябре 1941 года влились более тысячи воинов внутренних войск, а в 1942 году ещё 300 бойцов. В ряды народных мстителей вставали военнослужащие войск, выходившие из вражеского окружения. Командиры и политработники откомандировывались на руководящие должности в партизанские отряды и соединения. Войска НКВД готовили разведывательно-диверсионные отряды и группы для действий в тылу врага.

13 сентября 1941 года в районе Урицка и Старо-Паново пограничники 21-й дивизии вступили в непосредственное соприкосновение с противником. Дивизия попала под удар немецких передовых частей 58-й пехотной и 39-й моторизованной дивизий. 14 сентября выдержала налёт авиации и артиллерии а затем и штурм укреплений.

Не смотря на огромные потери, немцы не смогли преодолеть рубежи, занимаемые 21-й дивизией НКВД. Все попытки противника продвинутся вперед успеха не имели и к вечеру 17 сентября немцы были вынуждены прекратить атаки и перейти к обороне.

«Если немцы и были остановлены, то этого добились, пустив им кровь. Сколько их было перебито в эти сентябрьские дни, никто никогда не подсчитает. У Урицка протекал ручей. Многие дни он был красен от крови немецких солдат»

Весной 1942  года в Урицк (город, а ныне район Ленинграда, кстати, назван в честь петроградского чекиста, первого председателя Петроградской ЧК Моисея Соломоновича Урицкого — сторонника отмены смертной казни, который стал первой жертвой бело-эсеровского террора) прибыл Норвежский добровольческий легион СС. 16 апреля 42 года под Урицком вторая рота 14 полка 21-й дивизии вступила в бой с легионерами. Норвежцы проделав проходы в заграждениях, продвинулись к нашим позициям и ворвались в траншеи. Но, вступив в рукопашную схватку с пограничниками, и потеряв более 200 человек вынуждены были отступить.

Враг был остановлен, на занимаемых позициях дивизия осталась до января 1944 года. В соответствии с постановлением ГКО СССР от 26 июля 42 г. № 2100сс 21-я стрелковая дивизия НКВД передавалась из подчинения Наркомата внутренних дел в состав Красной Армии. С 16 августа 42 г. дивизия стала именоваться 109-й стрелковой дивизией (2-го формирования).

«Ненависть, спрессованная в тол«

29 июня 1941 года началось формирование Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН). Перед бригадой ставились задачи: выполнение специальных заданий Ставки, разведывательные и диверсионные действия на важнейших коммуникациях противника, ликвидация вражеской агентуры, оказание и расширение партизанского движения, создание подполья, спецрейды по тылам противника с целью уничтожения его резервов как технических, так и людских, а также борьба с карателями и спецподразделениями войск СС на оккупированных территориях.


В частности, только за один рейд в сентябре/октябре 1941 года группа Прудникова М.С. «Неуловимые» в тылу противника поставила 300 мин и фугасов, на которых подорвались 31 танк, 20 броневиков, 68 машин с мотопехотой, 19 легковых автомобилей с офицерами, 53 мотоцикла.

«Войска НКВД в Великой Отечественной войне. Военно-исторический труд» в 3-х томах


В первом томе военно-исторического труда на основе анализа исторической литературы и архивных источников раскрываются вопросы организационного строительства и служебно-боевой деятельности войск НКВД СССР в 1939–1941 гг. Показаны изменения органов управления, организационной структуры войск, рассмотрены вопросы выполнения служебно-боевых задач в предвоенный.

Во втором томе военно-исторического труда на основе анализа исторической литературы и архивных источников раскрываются вопросы организационного строительства и служебно-боевой деятельности войск НКВД СССР в 1941–1943 гг. Особое внимание обращено на участие войск НКВД СССР в боевых действиях в первый и второй периоды Великой Отечественной войны. Показаны примеры мужества и героизма военнослужащих войск при защите Отечества.

В третьем томе военно-исторического труда на основе анализа исторической литературы и архивных источников раскрываются вопросы организационного строительства и служебно-боевой деятельности войск НКВД СССР в 1944–1945 гг. Особое внимание обращено на организацию охраны тыла действующей Красной армии и участие в борьбе с националистическими формированиями. Рассмотрено участие войск НКВД в разгроме милитаристской Японии. Показаны примеры мужества и героизма военнослужащих чекистских войск при защите Советского Союза.

Евгений ИВАНОВ

На фото погибшие бойцы 21-й дивизии НКВД. Осень 1941 года.

3 комментария к «Чекисты на войне (оболганные герои)»

    1. это, кстати, довольно известный и популярный автор. я раньше и на сайт СКМ его публикации перетаскивал — но, кажется, он из КПРФ. и вот публикуется только в соцсетях почему-то…

  1. ВВП

    В России не с кем говорить,
    Тем более договориться.
    Мало того, и не с кем пить,
    Тем более опохмелиться.
    Дорога к Путину одна…
    И в очередь, как к мавзолею,
    К нему построилась страна,
    Последних мыслей не жалея.
    И думаю я иногда,
    Как не сломался он при этом,
    Уходит время как вода,
    И мрак мерещится за светом.
    Меня он спас
    В мой чёрный час
    Хотя бы тем, что я поверил
    В него,
    Как никому не верил,
    И всё, и больше ничего.
    Находит каждому слова,
    Вселяет в каждого надежду…
    За ним Москва..,
    Как было прежде..,
    Как при Хруще или при Лёне,
    Или при сухом законе.
    Жизнь положил свою на плаху
    За всех, как за одного,
    В русской распахнутой рубахе,
    И больше ничего…
    Но неподдельна его слава,
    Как неподделен мир живой,
    И памятник ему поставят
    Само собой, само собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...