21.01.2025

Мартовским вечером 1898-го…

Небольшая улочка в центре Минска носит имя Петра Румянцева. Вряд ли прохожие знают, кто это. И, действительно, ничем этот персонаж особо себя не проявил… если бы… Долгое время «главной и направляющей силой» не была Коммунистическая партия Советского Союза. Возникла она из Российской социал-демократической партии (РСДРП). Много написано об её II съезде, проходившем в Брюсселе и Лондоне летом 1905 г., где выступал Ленин. Значительно меньше в советской исторической науке упоминалось о I съезде, проходившем в марте 1898 г. В «Истории ВКП(б). Краткий курс» ― учебнике по истории партии, вышедшем в 1938 г., пишется, что он был созван по инициативе руководимого Лениным Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Ленин действительно в своей брошюре «Задачи русских социал-демократов», написанной в шушенской ссылке, призывал к созданию единой марксистской организации, но это носило чисто абстрактный характер.

К тому времени в Российской империи уже существовало несколько революционных кружков, в большинстве еврейских (???см. ред. комментарий внизу). В 1897 г. в Вильно состоялся их съезд. Были делегаты от Вильно, Минска, Варшавы, Белостока, Витебска. Съезд принял решение о создании единой организации, названной Всеобщим еврейским рабочим союзом в России и Польше (Бунд). К концу 1900 г. большие группы Бунда были в девяти городах. В 1898-1900 гг. прошло 312 забастовок еврейских ремесленников.

В Киеве действовал малочисленный «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», руководимый Павлом Тучапским, а также группа «Рабочее дело», выпустившая два номера «Рабочей газеты». Собственно, выпускавшие её Борух Эйдельман и Натан Вигдорчик и явились инициаторами I съезда РСДРП. Программу новой партии заранее написал Тучапский.

Съезд состоялся в Минске, на нем присутствовало 9 человек, представлявших наиболее крупные социал-демократические организации России — петербургский, московский, екатеринославский и киевский «Союзы борьбы», а также группу «Рабочей газеты» и Бунд. От «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»  был Степан Радченко (петербургский союз), Александр Ванновский (московский союз), Павел Тучапский (киевский союз) и Казимир Петрусевич (екатеринославский союз), от Бунда Шмуэль Кац, Арон Кремер и Абрам Мутник, а также два человека от киевской «Рабочей газеты» — Борух Эйдельман и Натан Вигдорчик.

Для многих евреев интернационально-космополитическое учение Карла Маркса с его ориентацией на рабочий класс было более привлекательным, чем рассчитанная на крестьян народническая идеология эсеров, которая некоторыми ассоциировалась с «традиционным русским характером, склонным к погромам, реакции, обскурантизму и славянскому шовинизму». Марксизм не обязывал их порывать со своим еврейским прошлым как того требовало народничество.

В целях конспирации протоколов не велось, записывались только резолюции.

Съезд провозгласил создание марксистской рабочей партии и принял решение назвать её Российской социал-демократической рабочей партией (РСДРП), то есть партией пролетариата всех наций России.

Съезд избрал ЦК РСДРП, как исполнительный орган партии, подотчётный съезду, в составе трех человек: С. Радченко, Б. Эйдельмана и А. Кремера.

Владимир Ленин никаким боком отношения к съезду не имел, находясь в ссылке. И представлявший на съезде разгромленный к тому времени полицией «Петербургский союз борьбы» Степан Радченко тогда как раз расходился с Лениным в вопросах практики революционной деятельности.

Проект Тучапского принят не был, а приняли Манифест, заранее написанный известным в ту пору теоретиком марксизма, а впоследствии деятелем либерального движения П. Б. Струве. Ленин называл его «великим мастером ренегатства».

Манифест гласил, что пролетариат представляет собой могущественную исторически прогрессивную общественную силу, на плечи которой легла необходимость бороться не только за свое экономическое положение, но и за политические свободы: свободу слова, собраний, печати. Бороться против капитала и за социализм.

Арон Кремер не был согласен с текстом Манифеста, однако отвёз его в Бобруйск, где работала нелегальная типография Бунда. Там Манифест отпечатали сначала на идише, а потом на  русском языке. Затем бундовцы отправили отпечатанные материалы различным революционным организациям.

Но партии не суждено было состояться. Многие партийные организации полиция ликвидировала, восемь из девяти делегатов съезда арестованы, а бобруйская типография захвачена полицией.

Но вернемся к съезду. Он проходил нелегально под видом празднования дня рождения Ольги Румянцевой ― жены Петра Румянцева. Бундовка Евгения Гурвич вспоминала:

«Я, собственно, очень мало могу сказать о столь важном событии, каким является первый съезд, на котором организована была РСДРП. Приблизительно за месяц до съезда Александр Кремер попросил меня позаботиться о квартире для предстоящего съезда. Я нашла две квартиры: одну — у Петра Васильевича Румянцева по Захарьевской ул. (ныне Советской), в д. № 133, и другую — у сестер Лосминских на Троцкий горе, близ Базарной площади, по Георгиевской улице.

Две квартиры были нужны потому, что в квартире Румянцева нельзя было собираться по утрам, а в квартире Лосминских — по вечерам. В конспиративном отношении квартиры были очень удобны: одна находилась близ Базарной площади, где было очень людно, а другая — за рекой, и так как в то время был разобран мост, то проходить или проезжать нужно было обходными путями. Лосминские утром уходили с матерью из дому, оставляя ключ в условленном месте. В первый день съезда, 14(1) марта 1898 г., я утром встретила Кремера и товарищей-делегатов на площади и проводила их в квартиру. В следующие дни они сами уже туда приходили».

Дом, где Румянцев нанимал четыре комнаты с кухней, принадлежал Франтишке Ржецкой. Куда она потом делась ― неизвестно. Сам он служил на Либаво-Роменской железной дороге помощником контролёра, имел приличную зарплату. Румянцев уже посещал нелегальные кружки, даже был в 1882 г. арестован и выслан на три года в Акмолинск.

Участия в совещании он не принимал, находился в другой комнате.

Когда заседание закончилось, все расслабились, оживились, немножко выпили, жена Румянцева спела украинскую народную песню.

Как же сложилась судьба этих людей?

Румянцев после 1917 г. служил контролёром Контроля Западной железной дороги. В 1924, получив статус персонального пенсионера, переехал в Сураж. Скончался в 1929. На торжественном открытии кладбищенского памятника в 1964 выступали представители обкома КПСС, комсомола, трудовых коллективов.

Но непонятно: почему его именем названа минская улица? Ведь Румянцев никакой роли в описываемых событиях не играл. Даже квартира, где проходил съезд, была не его.

Выпускник Петербургского технологического института Степан Радченко в декабре 1901 г. был арестован и в 1904 сослан вместе с женой на пять лет в Вологду. Освободившись по амнистии 1905 года, работал страховым инженером в коммерческих обществах.  Его жена ― Любовь Баранская, уроженка Могилева, дружила с Надеждой Крупской, именно она познакомила Надежду с Лениным.

В 1906 г. Радченко от партийной работы отошел, умер в 1911.

Гораздо ярче жизнь его жены. Дочь статского советника, она неоднократно арестовывалась, подвергалась административным высылкам. В 1902 в эмиграции (Швейцария, Франция). В 1903 вернулась в Россию. В 1906-1907 член ЦК РСДРП, меньшевичка. В 1917 член Московского комитета РСДРП, фракция меньшевиков. В 1918 отошла от политической деятельности. Работала статистиком. Арестована в 1926, приговорена к трём годам лишения права проживания в крупных городах. В 1930 приговорена к трём годам лишения права проживания в Московской, Ленинградской областях, УССР, в ссылке в Казахстане. Умерла в 1962.

Представитель Москвы Александр Ванновский после съезда был арестован, отбывал ссылку в Сольвычегодске, сидел два года в тюрьме. В 1912 г. принял христианство и вышел из РСДРП (как он выразился в одном письме, «через Шекспира перешёл от Маркса к Христу»). Участвовал в Первой мировой войне, служа в инженерных войсках; за смелость был награждён орденом Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. В 1916 г. командирован в Хабаровск. В 1917 активный противник Ленина, написал два памфлета против коммунизма. В 1919 эмигрировал в Японию, где преподавал русскую литературу в Университете Васэда (Токио). Выходят одна за другой его статьи «О драме Пушкина «Борис Годунов» (1927), «Зеркало судьбы. Сон Татьяны» (1935), «Тайна Достоевского» (1936), «Творение в понимании Гоголя и Достоевского» (1952). В 1965 в Токио на русском языке издается его «главная книга» — «Третий Завет и Апокалипсис. Новые данные о жизни и учении Спасителя мира», посвященная «светлой памяти друга и учителя Николая Бердяева». С началом Второй мировой войны уволен из ун-та. В изданиях русских эмигрантов в США («Русская жизнь», «Новое русское слово» и других) публикует материалы о своей революционной деятельности. Мечтал завершить автобиографический труд «От Маркса к Шекспиру и от Шекспира к Христу». Умер в Токио. Личный архивный фонд Ванновского (его заметки и дневники, переписка, а также большие научные и творческие работы по изучению Шекспира и др.; всего 22 тома, 213 единиц хранения) хранится в библиотеке филологического факультета Университета Васэда.

Павел Тучапский, сын священника. Вначале  последователь М. П. Драгоманова. В 1898 арестован при разгроме киевского социал-демократического кружка, в 1901 отправлен в ссылку в Вологодскую губернию на четыре года. В период отлива революционной волны, в годы, последовавшие после крушения революции 1905 года, отходит от активной политической работы.  С 1917 меньшевик, редактирует в Одессе газету «Южный рабочий»,  выпускает брошюру «Национальный вопрос». В эти же годы неоднократно избирается на различные съезды и конференции, где выступает в качестве докладчика по различным вопросам, в особенности, по национальному, освещая пути его разрешения в России с точки зрения интересов революционного движения. Он писал ещё в 1906 в журнале «Вестник жизни»: «Жизнь украинского народа слишком тесно сплелась с жизнью русского народа не только политически и экономически, но и культурно… Если бы автономии требовало национальное чувство украинского народа — это было бы требование нации… Украинские крестьяне и пролетариат не выступают с требованием автономии. С этим требованием выступает интеллигенция, а украинским массам прививает это требование…». С 1921 библиотекарь Украинской Академии наук в Киеве. Последние месяцы очень болел. Им составлена «Хрестоматия по истории революционного движения в России в 60-х и 70-х годах», автор воспоминаний «Из пережитого» (Одесса, 1923). В иудаистике известна его работа «Иван III и зарубежные евреи» (1915). Умер в 1922 г.

Казимир Петрусевич, уроженец Слуцкого уезда Минской губернии, из семьи лесничего. В 1882 определён в бесплатный интернат при Слуцкой гимназии, где обучался с 1882 по 1891. После окончания подал документы на поступление в Петербургский ун-т, но заявление было отклонено. Окончил юридический факультет Киевского ун-та. Помощник присяжного поверенного у известного киевского адвоката Цезаря Абрамовича. За участие в киевской демонстрации 1897 высылается в Екатеринослав. Принимал участие как делегат от Екатеринославской социал-демократической организации в работе I съезда РСДРП в Минске. Арестован, выслан в Вологодскую губернию. С 1903 в Слуцке, затем в Вильно. В 1919 примкнул к ППС, переехал в Польшу, занялся адвокатской практикой, выступал защитником на политических процессах. После Второй мировой войны член Верховного суда Польши. Умер в 1949 г.

Борис (Борух) Эйдельман (1867-1939), уроженец Киева, с 1890 студент Киевского университета. Принимал участие в создании группы «Рабочее дело», «Рабочей газеты», вёл пропаганду среди рабочих. После съезда арестован, заключен в Петропавловскую крепость, в 1900 выслан на восемь лет в Средне-Колымск, откуда по болезни переведен в Якутск. После возвращения из ссылки принимал участие в событиях 1905 года. Постепенно отошел от революционной деятельности, в 1910 окончил медицинский факультет Киевского ун-та, в 1919-1925 преподавал обществоведение в Школе им. ВЦИК, вступил в РКП(б). С 1925 персональный пенсионер. Опубликовал ряд статей по истории начального этапа российской социал-демократии (1926). Умер в 1939 г.

Натан Вигдорчик, уроженец Минска. Окончил медицинский факультет Киевского ун-та (1898). С юношеских лет занимался вопросами социально-общественной жизни, входил в руководство Киевского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В 1889 арестован в Нижнем Новгороде по делу киевской социал-демократической организации, выслан в Енисейскую губернию. Работал фабричным лекарем, занимался врачебной практикой по всем специальностям. Вернувшись из ссылки, в 1905-1907 проходил усовершенствование в Германии и Австрии, особое внимание уделив постановке социального страхования в этих странах. В дальнейшем им была издана серия монографий, посвященных этой проблеме. Врач-терапевт в петербургской больнице св. Марии Магдалины в 1907-1918. Затем работал в лазарете для раненых, кассе социального страхования, директором санатория и главным врачом сыпнотифозного госпиталя в 1918-1922. Арестован в Петрограде и выслан на два года в Иркутскую область (работа в медицинском институте) в 1922-1924.

В 1924 организовал Ленинградский ин-т по изучению профессиональных заболеваний, работал в нём в течение более 25-ти лет, его директор в 1931-1950. Им впервые применён сравнительный клинико-статистический метод, заложивший основы доказательной медицины в отечественной профпатологии, который до сих пор применяется при экспертизе по установлению связи заболеваний с воздействием на организм работника вредных производственных факторов. В 1941-1944 в эвакуации в Свердловске, зам. директора по науке и заведующий статистическим отделом Свердловского НИИ гигиены труда и профзаболеваний, одновременно профессором на кафедре гигиены труда в медицинском ин-те. В 1945 награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1946 присвоено звание «Заслуженный деятель науки РСФСР». Автор 350 научных статей, 50 монографий. Умер в Ленинграде в 1954 г.

Арон (Аркадий) Кремер, уроженец Виленской губернии. Выпускник Рижского политехнического и-та. В 1891-1897 организатор и ведущий пропагандист еврейской с.-д. группы в Вильно, автор брошюры «Об агитации» (опубл. в 1894 под ред. Ю. О. Мартова), в которой первым поставил вопрос о необходимости перехода от пропаганды в рабочих кружках к агитации на почве экономических требований рабочих. Появление брошюры стало поворотным пунктом не только еврейского, но и всероссийского рабочего движения. Один из основателей Бунда (1897) и РСДРП, на I съезде которой (1898) избран членом ЦК. Сразу после съезда арестован. После освобождения (1900) уехал из России. За границей входил в ЦК Бунда, участник  II съезда РСДРП (1903) с совещательным голосом. В 1905 вернулся в Россию, участвовал в революции 1905 года. В дальнейшем от политической деятельности отошел. В 1912-1921 работал инженером во Франции. Позднее вернулся в Вильно, занимался преподавательской деятельностью, с 1928 вновь работал в Бунде, пользовался большим авторитетом в его рядах. Умер в Вильно в 1935 г.

Абрам Мутник (наст. Мытникович), уроженец Вильно, в революционном движении с конца 1880-х. В начале 1890-х организатор еврейских рабочих кружков в Вильно. Вскоре после съезда арестован. Эмигрировал после освобождения, жил в Лондоне и Женеве. До 1905 член заграничного комитета Бунда. Поддерживал меньшевиков, в 1907-1910-х «ликвидаторов». Накануне Первой мировой войны вновь эмигрировал, поселился в Стокгольме. От политической деятельности отошел. Приветствовал Февральскую революцию, Октябрьскую революцию 1917 осудил. С 1919 — в Берлине, заведовал русским издательством «Восток», затем вступил в социал-демократический клуб им. Мартова. Умер в Берлине в 1930 г.

Впоследствии дом, как имеющий историческое значение, национализировали, и в январе 1923 г. в связи с 25-летием РСДРП, решено было создать в нем музей. Во время войны он сгорел, восстановлен в 1948 г. В 1953 г. в связи с реконструкцией проспекта Сталина дом-музей сдвинули в сторону от проспекта к реке Свислочь.

При советской власти в музее принимали в пионеры, вручались комсомольские билеты, проходили встречи с ветеранами партии. Дом-музей посещали до 500 тысяч человек в год. Сюда обязательно приводили именитых зарубежных гостей.

Пётр КОШЕЛЬ

Дом-музей 1-го съезда РСДРП, фото Александр Ружечка

От редакции: Дважды бывал в этом замечательном музее. Первый раз, в 2005-м летом (с делегацией Московской рок-коммуны по приглашению местного отделения Авангарда красной молодёжи) с подробной экскурсией, второй раз — в 2018-м весной, со второй женой-киевлянкой и с нашей полуторагодовалой малюткой. Имеется даже магнитик памятный на холодильнике. В Белоруссии, в отличие от Москвы — чтут память борцов с царизмом и капитализмом. Там — музей Ленина не закрывали, как на Красной площади в столице сырьевой империи. Ей-то, с её-то олигархами и силовигархами — Ленин зачем? А вот в единственной постсоветской стране, где декоммунизации не было, — музей работает именно как музей, то есть просвещает всех желающих. Кстати, о просвещении.

Одна фраза, однако, нарушила серьёзность чтения… «К тому времени в Российской империи уже существовало несколько революционных кружков, в большинстве еврейских» — это была фраза историка или заговорившего вдруг в нём антисемита? Вы же упоминаете народников (народовольцев), то есть по идее (что подтверждает дальнейший текст) с историей революционного движения знакомы и, наверное, знаете, что оно не с марксистских кружков началось?

Что это тогда за «голимая» (молодёжным языком выражаясь) чушь? Во-первых кружковый этап последовал уже за казнью народовольцев и «Делом 1 марта 1881 года» — и «несколько» это явно не то число, которое соответствует истине на тот момент. Вопрос же национального состава кружков, во-вторых, — звучит не то что неуместно, а как гром среди ясного неба. Среди выросших затем из этих кружков организаций ЛИШЬ ОДНА (шрифт хорошо виден?) была еврейской, и здесь упомянута — Бунд. Однако и там было главным не национальное, а классовое (не лавочники же там были, верно? не они же объединялись для борьбы классовым гнётом — в том числе и в форме государственного, романовского антисемитизма, — а именно рабочие, трудящиеся евреи).

И вот дальнейшее «развитие мысли» тоже удивило — про «интернационально-космополитическое учение Карла Маркса«. Во-первых, Пётр, если вы с самим учением знакомы, — либо интернациональное, либо космополитическое. Интернационализм в марксизме чётко определённый — пролетарский. То есть буржуй-иностранец (равно как и «родной», местный буржуй) не попадает здесь в понятие «братья». А космополитизм как раз такой подход и проповедует, что вообще все люди, независимо от классовой принадлежности, братья, и им делить нечего. Вот как раз к такой космополитической розовой придури не только затем поставивший этот вопрос в СССР ребром Сталин, но и сам Маркс — относился крайне критически. И не даром всё, написанное Марксом о еврействе (как ростовщической идентичности), — яркий пример безжалостной классовой критики соплеменников, и не даром многие близорукие антисемиты зачисляют Маркса по этим текстам в «свои».

Приведу лишь один пример, разрушающий миф о «в большинстве еврейских» революционных кружках (Гитлер и Геббельс, несомненно, оценили бы такие «исторические» изыскания — да вот жаль, что не смогут, под «знаменем космополитизма» разбиты потомками тех евреев, посмевших «бундовать» супротиву Российской империи). Эсэры имели в своих рядах не одного Евно Азефа, здесь тоже бредовых национальных предрассудков не было и быть не могло — именно потому что организации были революционными. Эти организации создавались на фоне вполне сложившихся форм государственного подавления объединений молодого рабочего класса, но только марксистские кружки смогли вывести этот основной вопрос на тот уровень ясности, который и начал обрастать мускулами пролетарских масс.

И ещё, к вопросу — а почему же не в Москве и не в Петербурге, например, состоялся этот съезд (о котором конечно же был в курсе Ленин даже в Шушенском, — «никаким боком» — это вообще не об Ильиче, который пестовал любые ростки марксистских организаций нежнее детей)? А потому что существовала такая особенность в Российской империи, явно нынче попадающая в область симпатий ваших, — черта оседлости. Да-да, вот поэтому так много еврейских фамилий среди участников стартового для РСДРП съезда. Потому что еврейские погромы в царской России — считались нормой (очень красиво описано одно такое шествие с иконами и топорами в Одессе журналистом Львом Троцким в статье «300-летие Дома Романовых»). И борьба за освобождение рабочего класса из-под гнёта царизма и буржуазии — была для российских евреев ещё и борьбой национально-овободительной. Странно звучит? Ничего странного, если не пренебрегать страницами революционного движения, не забывать и об ответах реакции — «Чёрной сотне», которую поныне пытаются возродить «патриотические» олигаршата вроде Малофеева, потомки членов КПСС.

Царизм, истощённый собственной же, им же развязанной империалистической войной, был свергнут в феврале 1917-го не одними либералами (на чём любят фокусироваться национал-патриоты, породившие хитроватую формулу: «Ленин сверг не царя, а либералов, которые свергли царя» — ох, не так, сильно не так!), а конечно же рабочим классом Петрограда — жертвы его шли на тысячи, и они похоронены на Марсовом поле (на монументе — слова Луначарского), факт этот не скрыть изданьицами РВИО. Именно презрев те самые границы (современные нации — детище капиталистических государств), разрушив национально-культурные стеночки ячеек, смело срастаясь в новейшем интернационале — и создали те самые «космополитствующие» рабочие нашу родину, Советский Союз. И вскоре, с конституцией 1936-го года — родина эта стала родиной рабочего класса всего мира (как писал Михаил Кольцов в статье своей, на побывке в Москве, в перерыве ведения «Испанского дневника»).

Пройдя ссылки (а кто-то — да, отвалившись в религию, не первый случай, очень красиво описан большевичкой Коллонтай в «Василисе Малыгиной»), эти самые товарищи из РСДРП, даже делясь на фракции большевиков и меньшевиков, но не сбиваясь с пути — выковали учение, сплотившее рабочий класс не только саморазваленной (царьком) Российской империи, а всего мира. И на месте этой тюрьмы народов создали Союз республик Свободных, что сейчас как никогда актуально звучит.

И каждому из этого списка, что выше — честь и хвала прогрессивных потомков! Все они — люди Будущего, путь в которое был прерван московской контрреволюцией 1991-го, но не заказан никому. Десятилетия социального регресса, войн между постсоветскими республиками-странами, четверть века стабильного вымирания населения островков СССР — учат уважать те «еврейские» кружки! Не только уважать — подражать в движении туда же, к научному коммунизму, к освобождению от гнёта возродившейся «своей» буржуазии.

Д.Ч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...