Недавно мне представилась прекрасная возможность вживую пообщаться с Юрием Поляковым – крупным мастером современной русской прозы, поэтом, драматургом, публицистом, автором ряда популярных телевизионных программ. Его остросюжетные произведения « Сто дней до приказа», «ЧП районного масштаба», «Козленок в молоке», «Апофегей», «Гипсовый трубач», «Совдетство», «Хомо-эректус» или обмен женами», «Грибной царь», «Небо падших» и др. стали знаковыми, и вызвали не ослабевающий и в наши дни читательский интерес и внимание. Многие вещи классика получили сценическое воплощение в ведущих российских театрах. Юрий Поляков по праву признан мастером гротеска.
…Фотообъектив запечатлел моменты моего знакомства и общения с Юрием Михайловичем в кулуарах сухумского «Дома Москвы», где недавно проходили встречи видных представителей московского правительства с абхазской интеллигенцией, общественностью, журналистами. Встречи сопровождавшись большой книжной выставкой и презентациями других интересных культурных проектов, подготовленных Департаментом внешних связей Москвы.
Думаю, следует отметить, что у Сухумского «Дома Москвы» и «Россотрудничества» накоплен хороший опыт ведения дискуссий, способствующих укреплению традиционных российско-абхазских культурных взаимосвязей.
В совершенно непринужденной обстановке, без официоза, как бы пригласив схумцев к свободному диалогу, Юрий Михайлович рассказал им о достаточно сложной предыстории опубликования ряда своих произведений. Известно, что позже они стали настоящими бестселлерами. Увы, в их судьбе, не лучшую роль играла партийная цензура.
После интересной беседы с читателями, ответив на их вопросы, классик подарил многим из присутствующих свои книги с автографами. Сегодня, когда литература выживает в тяжелейших условиях коммерциализации ценностей, хорошая книга- лучший подарок для тех, кто ее по-настоящему любит и ценит.
И мне тоже, кстати, повезло, что любимый писатель с удовольствием подписал мне новый сборник своих публицистических статей с достаточно интригующим названием «Раздрапируйте мавзолей». Он издан в московском издательстве «Книжный мир» в 2023 г. Пополнила мою библиотеку и книга «Моя вселенная – Москва» (о личности, творческой индивидуальности Ю.Полякова). Это замечательное издание, вобравшее в себя статьи, эссе (научные исследования) о мастере. В числе авторов: Лариса Васильева, Владимир Личутин, Сергей Шаргунов, Лидия Сычева, Надежда Кондакова, Лев Аннинский, Павел Басинский и др. видные представители современной русской словесности ( эссеистики, литературоведения, культурологии).
И я отреагировал взаимной любезностью, вручив собрату по литературному цеху свои книжки «Абхазская тетрадь», «Нимб земли», журнал «Акуа –Сухум» ( с первой частью романа «Дверь, приоткрытая во вчера».
Было весьма приятно и лестно слышать из уст популярнейшего автора и киносценариста о том, что не мало эпизодов его жизни и творчества было связано в советскую эпоху с Абхазией, с Новым Афоном, Гулрыпшским и Пицундским Домами творчества. Здесь писались отдельные главы его знаменитых произведений. Писатель не без юмора вспоминал о том, как однажды в Пицунде внезапный ветер унес рукописи его незавершенной повести и с каким трудом с помощью своих друзей он их отыскивал в прибрежных зарослях. Возглавляя долгие годы «Литературную газету» Юрий Поляков старался по возможности размещать на страницах легендарного издания и новинки абхазской литературы, стихи, рассказы, очерки.
Он лично знаком с Народным поэтом Абхазии, лауреатом Патриаршей премии Мушни Ласуриа, передавшим ему с автографом уникальное издание «Евгения Онегина» на русском и абхазском языках ( перевод на абхазский — М.Ласуриа).
Юрий Михайлович решил не ограничивать свое пребывание в Абхазии рамками протокола. Он решил посвятить один день Новому Афону, с которым связаны его лучшие воспоминания. Сюда он приезжал еще с юности. Почувствовав, с какой ностальгией и любовью Юрий Михайлович и его супруга Наталья Ивановна, вспоминают о жемчужине Абхазского Причерноморья, значившейся когда-то на географических картах как древняя Анакопия, мы с Борисом Накопия, советником руководителя «Дома Москвы», в одночасье решили стать их попутчиками и гидами. Однако наш гость настолько хорошо знал историю достопримечательностей Н.Афона, и особенности всего его ландшафта, что мы с удовольствием уступили ему роль экскурсовода. Но зато в скромной абхазской кухне, где мы решили продегустировать отменную абхазскую чачу и вино «Анакопия», заранее отрекламированные нашим другом Бориса Терентьевичем (он же – Накопия), правом вести стол и провозглашать главные тосты я наделил самого себя. И это –не впервой!
Думаю, наших гостей впечатлили беседы с известным Нофо-Афонским художником, мастером жанра резьбы по дереву Русланом Пандария. Юрий и Наталия очень внимательно слушали рассказ опытного художника о тайнах его уникального ремесла, о качествах древесины, из которой вырисовываются причудливые полумифические образы.
Думаю, своим приездом в страну души русский классик дал новый ощутимый импульс возрождению великих традиций. Мы расставались с ним с надеждой на то, что творческий диалог получит достойное продолжение. Надеюсь, что на новые творческие подвиги Юрия Михайловича вдохновят не только мои витиеватые тосты, но и воспоминания о лучших временах, когда на посту Псоу не было никаких паспортных досмотров. Когда был один советский паспорт «дубликатом бесценного груза».
P.S. А вот совсем недавно Борис Накопия передал мне еще одну книгу Юрия Полякова под названием «Зачем вы мастера культуры?» Она построена на глубоких размышлениях писателя о проблемах развития русской культуры, художественной словесности, о «настоящем и будущем отечественной литературы и искусства». На мой взгляд, это очень ценный сборник актуальных публицистических статей, затрагивающих тенденции духовного саморазрушения, размывания историко-культурной основы российской цивилизации.
Классик не просто постулирует свое отношение к тем или иным процессам, но и высказывает свои мысли и соображения по сохранению и преумножению базовых ценностей, их духовной первоосновы.
Владимир Зантариа,
писатель, доктор филологических наук, академик,
член Союза писателей России, лауреат госпремии им.Дмитрия Гулиа