Так начинается Евангелие от Иоанна. Сегодня мне не хочется умничать и подробно объяснять, что это значит. Слыша эту фразу, мы понимаем, что слово заложено фундаментом во всех явлениях, сопутствующих человеку. Как корабль назовешь, так он и поплывет. Это практический отголосок первой строки Евангелия.
Со словом нужно обращаться осторожно. Бездумно сказанное, возвращается бумерангом и больно бьет по судьбе. Сегодня наша речь все больше замусоривается и засоряется бранными словами.
Выхожу из электрички на загородную платформу. Пушистыми хлопьями падает снег, покрывая землю и лес. Тишина, благодать! За мной выпархивают две симпатичные девчушки и, вырвавшись из тусклого, серого города, радостно кричат, глядя на белое безмолвие:
— Б.., красота, …, х.., е..! – кроме одного слова все матерные.
Иду на лекцию по коридору самого престижного в стране учебного заведения. Роскошные интерьеры, просторные холлы. Прохожу мимо групп сытых, дорого и модно одетых студентов. Девушки и юноши весело щебечут между собой, привычно пересыпая речь матом.
Можно ли их обвинять в безнравственности, если властители дум, представители шоу бизнеса, деятели искусств прилюдно спорят на экранах и в интернете о допустимости мата и допускают-таки его в своих устных выступления и на страницах произведений?
Грязь в словах невольно приводит к грязи в душе и в поступках.
Очень давно, когда моя дочь была еще подростком, мы заехали к родственникам в донскую станицу Кочетовку, где, кстати, жил и творил известный писатель Виталий Закруткин.
Вечерком дочь пошла прогуляться со своими сверстниками и вернулась удрученная.
— Папа, они все ругаются матом – и мальчики, и девочки. Что делать?
Мы приехали недели на две, и перспектива провести этот срок без молодежной компании была безрадостной.
— Наберись смелости и скажи, что тебе это не нравится.
Когда мы уезжали, дочь пришли провожать все ее новые приятели. Замечательные дети. Они весело несли наши вещи до парохода, и я знал, что в их общении мат стал редкостью.
Сегодня нам открылась современная Украина. Мат на стенах, на плакатах, мат в интернете, песнях, стихах… Мат у шоуменов, депутатов и чиновной камарильи – от мелкой шушеры, до самых верхов. Полностью разложившееся общество.
Сегодня становится очевидно, что и мы покорно разрешаем вести себя к деградации, унижая наш великий и могучий русский язык.
Крепкое слово — на то и крепкое, что, употребив его один раз, ты вбиваешь непреодолимый кол, за который заступать нельзя. Бытовой мат превращает речь в мусорную гниль, которая разлагает личность, и из этих разложенцев формируется общество.
В начале было Слово. И, не дай Бог, чтобы это слово было поганым!
Владимир ЕРЁМЕНКО
Барков писал матом, Пушкин писал матом (поэма «Тень Баркова»), Лермонтов (поэма «Уланша» и не только),Толстой, по свидетельству Горького, любил выражаться матом… и т.д.
***
Нам служит мат для связки слов,
Как показал давно Барков.
Бывает, вспомню брата,
Тот и полдня не мог прожить,
Чтоб вечным матом не покрыть
Работу и зарплату.
Бывало, встал не с той ноги,
И полетели матюги…
Я, помню, вырос, не то слово,
Средь мата русского, родного,
Что перестал и замечать,
Когда он начинал звучать.
Мир в матерном открылся свете.
И матерятся без причины
В России вечные мужчины,
Их женщины и даже дети,
И академики, и дуры,
И обалденная луна
На небе матерно видна,
И кроют матом в минкультуры…
Когда все матом говорят,
То это как бы и не мат,
В Санкт-Петербурге и в Москве,
И от восхода до заката
От мата жизнь на волоске,
И кажется нельзя без мата.
Не надо мат в кино внедрять,
Мат можно подразумевать.
Искусством слова Русь богата,
И в том числе и в смысле мата.
Я мат в стихах не применяю,
Его я подразумеваю.