Климатические условия в зоне соприкосновения с противником в СВО на Украине крайне неблагоприятные. Другими словами – просто отвратительные. Все ждут спасительных морозов, которые скуют землю.
Непрекращающиеся уже месяц дожди и туманы почти не дают вести стрельбу не только из снайперских винтовок, но и из автоматов. Бесполезно поднимать в воздух дроны, они всё равно ничего не видят. Артиллерия не может «стрелять в белый свет, как в копеечку» без корректировки с земли и с воздуха. Украинские степи превратились в море грязи, где вязнут грузовики и машины с полным приводом, а на ботинки солдат липнет не один килограмм грязи. Окопы заполняются водой выше уровня армейских берцев, а просушить верхнюю одежду за ночь в землянках проблематично. Спасает только ротация личного состава и тёплые «располаги» на второй линии обороны. Однако боевые действия продолжаются.
После десяти месяцев противостояния оказалось, что запасы оружия на Западе для поставок Киеву стремительно уменьшаются. Другими словами, ни НАТО, ни США уже нечего предложить ВСУ. Помощник министра обороны США по закупкам, логистике и технологиям Дуг Буш сообщил, что будет ускорено производство 155-миллиметровых артиллерийских снарядов – основной калибр украинских артиллеристов. На фронте их уже не хватает. На каждый выстрел из американских гаубиц М-777 российская артиллерия отвечает серией из 4–5 152-миллиметровых снарядов нашего производства.
Если склады пусты – ищут «горячие пирожки» на производстве. Компания Boeing предложила Пентагону поставлять Украине крайне дешёвые малогабаритные высокоточные бомбы. Если установить их на ракеты (не удивляйтесь), Киев сможет нанести удар по российскому тылу до 150 км глубиной. Речь идёт о бомбах малого диаметра наземного базирования (GLSDB). Украина может получить их уже в 2023 году. Известно, что несколько единиц GLSDB уже изготовлено. Будут ли они эффективны – неизвестно, и пока их нет у ВСУ.
Бои российской армии за Артёмовск и Марьинку продолжаются, мы отбиваем у противника дом за домом, правда, о Марьинке этого нельзя сказать, там многие строения снесены до фундамента. Морпехи 155-й бригады ТОФ, захватившие Павловку в Донецкой народной республике, отбивают атаки ВСУ, которые хотят вернуть её под свой контроль. За минувшие дни подразделения противника уже предприняли не одну попытку отбить этот населённый пункт. По словам наших военных, бой за Павловку – одна из наиболее сложных операций с самого начала боевых действий. За взятием этих населённых пунктов может последовать окружение войсками СВО с тыла части бетонированных укреплений «Донбасской дуги» СВУ.
Дожди и непролазная грязь вносят свои коррективы в планы ВСУ. Отдельная танковая Криворожская бригада имени Константина Пестушко ВСУ принимала участие в боях на Херсонском направлении. В её составе танки Т-72АМТ и Т-72М1R. Киев решил перебросить её на восточное направление, чтобы задействовать в наступлении под Сватово. Но случилось так, что большая часть техники по дороге к месту назначения застряла в грязи. Пришла только одна рота. Кроме того ВКС России нанесли мощный удар по железнодорожным объектам, сорвав погрузку бронетехники 17-й ОТБр, уничтожив её прямо на железнодорожных путях на платформах.
Пока остаётся открытым вопрос: что выберет противник для наступления – Сватово или Запорожское направление.
В прессе Варшавы неожиданно всплыли цифры потерь среди польских наёмников. За 10 месяцев кровопролитных боёв на Украине погибли 1200 военнослужащих и ветеранов 16-й дивизии Войска польского, официально проходящих в статусе наёмников. Правительство Польши приняло решение о создании для них нового кладбища американского типа в Ольштыне. Могилы там будут сделаны с одинаковыми надгробиями, однако памятники для офицеров будут немного больше, чем у рядовых. Отмечается, что местные власти суммарно собираются сделать кладбище на 1700 могил. Но дело в том, что на линии соприкосновения ВСУ давно уже не забирают тела своих убитых, и значительное количество мёртвых поляков ещё не вывезено оттуда в Польшу. Кроме того, российская армия недавно нанесла ряд ударов по пунктам дислокации наёмников в Харьковской области, в результате чего до 200 боевиков «Иностранного легиона» было уничтожено. Сколько среди них поляков неизвестно.
В Киеве продолжаются экстренные отключения света в результате наших ударов по инфраструктуре. Графики стабилизационных отключений, составленные ранее, в настоящий момент не работают. Власти Киева обещали отключать абонентов таким образом, чтобы перерыв в подаче электричества для каждого дома составил не более пяти часов. Таким образом насосы могли закачать воду на верхние этажи многоэтажек, а подземная канализация – откачать скопившиеся нечистоты и не дать им вылиться на улицы. Другими словами, мы не хотим, чтобы в столице Украины начались эпидемии из-за антисанитарии.
Новой вишенкой на киевском торте стали «пункты обогрева», пафосно названные «пунктами несокрушимости». На проектах это трёх-четырёхэтажные подземные бомбоубежища с подогревом, со спальными местами, туалетными комнатами и даже баром. А в реальности это армейские брезентовые палатки, во многих нет ни печек, ни дров, многие из которых просто закрыты. Мэр Киева Виталий Кличко, который провёл инспекцию «пунктов несокрушимости», остался ими недоволен и заявил, что партия президента Украины Владимира Зеленского «использует манипуляции в отношении пунктов обогрева». Другими словами, рапортуют, что всё готово, а это ложь, и ничего нет.
Идею пунктов обогрева киевская власть позаимствовала у европейцев, которые к холодам тоже готовят такие объекты для замерзающих бедных граждан, не имеющих денег на отопление жилища. А Европа, в свою очередь, позаимствовала это у американцев периода депрессии 1929-1933 годов. Только в Киеве дело пока не дошло до раздачи тарелки бесплатного бобового супа, как это было в США. Ну что же, после майдана киевлянам не привыкать греться и бочек и жечь в них упаковочные ящики на площадях, благо в Киеве осталось ещё много каштанов и лип.
Положение непростое – США и особенно Евросоюз «устали» помогать официальному Киеву оружием и деньгами. Полки «военного магазина» уже почти пусты. Побед у Зеленского нет. ВСУ устали искать бреши в нашей обороне, теряя в вылазках диверсионно-разведывательных групп от 500 до 1000 человек в день. Подсказанная Пентагоном тактика «тысячи порезов» не даёт желаемых результатов, никто из вышедших в рейд ВСУ-шников назад не возвращается. Если не первый, то второй эшелон нашей обороны не даёт им шанса уцелеть. Украинские военкоматы «устали» отлавливать мужчин на улицах городов и посёлков, беглецы уже не прячутся на чердаках у своих дальних родственников, многие ушли в глухие леса, в землянки. Под ружьё ставят стариков и людей с хроническими болезнями, таких называют «бойцами одного дня». Наступление наших войск на стратегически важных направлениях медленно продолжается. И когда на Западе во все голоса начнут кричать о том, что необходимо начать переговоры о мире, это значит, что мы добились серьёзных изменений в нашу пользу.
Алексей БОРЗЕНКО