18.04.2024

Война роботов

В последнее время с Украины поступает все больше информации, связанной с дронами. Наше ПВО уже сбивает их пачками в зоне своего контроля неба. Мы пока не придаем большого значения попыткам проникновения роботизированных летательных систем на нашу территорию, а зря. Военные действия становятся все более технологичными, все более изощренными, расстояния, которые может преодолеть боевой дрон, все больше, а перечень типов и разновидностей таких летательных аппаратов уже перевалил за полсотни.

Другими словами, за людей начинают сражаться роботы. Писатели-фантасты писали об этом еще в прошлом веке, и вот сказка стала былью. Одна из уже созданных Пентагоном США разработок боевых дронов называется «Рой». Представьте себе 5-см дрончики-квадрокоптеры, которые могут пролететь всего 100-150 метров, в них нет видеокамер, система наведения настроена на тепло человеческого тела. При соприкосновении с человеком заряд высокомощного пластита взрывается и вырывает из тела куски плоти в несколько сантиметров. После контакта с парой таких объектов человек умирает от потери крови. И стоят такие «слепые» микродроны сущие копейки.

А теперь представьте, что большой БПЛА выпустил кассету с тысячей таких дронов где-нибудь над городом и активировал их, когда контейнер долетел до земли. «Рой» полетел искать своих жертв – мирных женщин, детей, стариков, животных. А для применения их на линии соприкосновения с противником даже не нужен носитель, открыли чемоданчики с аккуратно уложенными дронами перед своими окопами, отошли на двести метров и активировали эту мерзость. Стрелковое оружие бесполезно как и антидроновые ружья, в дроне примитивная электроника без управления, не реагирующая на их излучение, даже теннисной ракеткой от них не отбиться. Мины «лепесток» здесь отдыхают. Остается закрыть дверь в блиндаже и ждать, пока дроны бьются в нее, взрываясь, выбивая дыры, чтобы следующие проникли внутрь к своим жертвам. Не знаю, спасет ли от «Роя» металлическая дверь, но танк, или БТР, конечно, защитит.

Украинские реактивные БПЛА Ту-141 «Стриж» (советская разработка 1979-1989 гг ) могут пролететь до цели 1000 км, но они видны на локаторах ПВО, потому что это по сути небольшой самолет без летчика. А значит, будут сбиты на ранних рубежах. Но есть специальная разновидность дронов – «проникатели». Эти аппараты движутся на свернизких высотах, на бреющем полете в 10-15 метров, обходя по профилю препятствия. Небольшие по размерам, с бензиновыми двигателями и хорошими глушителями, как на дорогих машинах, тихие и не доступные средствам ПВО. Такой дрон берет от 20 до 50 кг взрывчатки. Это может быть С-4, С-5, а может SL-20 повышенной мощности. Килограмм последней равен по мощности 20 килограммам тротила. Помножьте на 20-25 кг полезного веса, и вы получите 500 кг бомбу, которыми союзники в 45 году бомбили Дрезден.

Еще одна важная деталь «войны роботов» — управление дроном. Если это не мелочевый «квадрик», приспособленный для визуального прицеливания и сбрасывания гранаты «Ф-1» в окоп, что мы неоднократно наблюдали на видео, то у беспилотного летательного аппарата должно быть управление оператором через другой БПЛА, самолет, космический спутник, или интернет Илона Маска. Объект нужно вывести на цель, активировать, проводить его до цели по видеонаблюдению. Обычно американцы, кошмарившие мирных жителей Афганистана, проверяли результат по визуальной информации еще одного БПЛА, поступавшей через серию спутников на другую часть земного шара. И оператор, сидевший в  центре управления БПЛА в какой-нибудь Дакоте, убедившись в успешном поражении цели, сдавал дежурство у монитора и ехал забирать свою дочку из школы, как было показано в одном фильме.

Любое автоматическое наведение объекта на цель требует точных данных по Джи-Пи-Эс, или по нашему Глонассу. Точечное позиционирование уже прочно вошло в нашу жизнь. Каждый автомобильный навигатор ведет вас в дороге по такой системе позиционирования. Именно так , просто по телефону, сподвижники ВСУ у нас в тылу наводят огонь артиллерии по важным объектам инфраструктуры – мостам, заводам, электроподстанциям и… даже по детским садикам в Донецке.

Работая репортером на войне в Ираке в 2003 году, я как-то беседовал с американским полковником, который рассказал мне о мечте Пентагона. Мы готовим единую электронную многоуровневую карту мира, где будут закреплены координаты каждого дома, подъезда, квартиры. – Зачем? – спросил я. – А чтобы мы могли ударить небольшой ракетой в любое окошко и ликвидировать любого опасного для нас человека. Зачем начинать войны, когда можно решить вопрос так просто?

Осуществилась ли подобная мечта генералов США за последующие 20 лет, или нет – неизвестно. Но такие работы велись.

Еще одна вещь вызывает тревогу. По некоторым неподтвержденным сведениям, Пентагон ведет разработку стратегии действий ВСУ на Украине с применением Искусственного Интеллекта. Другими словами американский ИИ учится на театре этих боевых действий, готовятся и отрабатываются алгоритмы его действий для ведения крупномасштабной войны между континентами.

И важной составляющей всех этих расчетов и советов является сеть оптического и термального  слежения американских военных и коммерческих спутников, которая не отключается ни днем, ни ночью. Прятавшийся от удара ракеты с беспилотника, Саддам Хусейн во время войны не ночевал две ночи в одном месте, перемещаясь в прицепе грузовика с кроватью и рабочим кабинетом, закамуфлированном под цистерну бензовоза. В Ираке почти нет облаков и постоянно светит солнце, что давало большие преимущества космической разведке США.

Я раскрываю фронтовые карты моего отца, Героя Советского Союза Сергея Борзенко, освобождавшего в годы Великой Отечественной Крым и Украину. Если перенести их на современные карты, то получается странная вещь – линия обороны на Донбасской дуге поразительно точно ложится на линии обороны фашистов в 1943-1944 годах. Не повторил ли их ИИ Пентагона США, в базы данных которого вложена вся Великая Отечественная война, как и все остальные войны человечества.

Алексей БОРЗЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...