12.07.2024

Момент истины

«Когда говорят пушки, музы молчат». Считается, что это утверждение было создано на основе древнеримской цитаты из речи Марка Туллия Цицерона в защиту Милона «Когда гремит оружие, законы молчат» (Inter arma silent leges.) Смысл обновлённого выражения в том, что искусство отходит на второй план, когда идёт война. 

«Ты действительно едешь ТУДА?», «А не боишься?»

Эти и другие подобные вопросы посыпались на ребят от знакомых, когда стало известно, что группа студентов-вокалистов Российской академии музыки имени Гнесиных собралась поехать в Луганск. Хотя и понимали, что едут они не развлекаться, что там рвутся снаряды, прилетают ракеты. Им было сделано предложение принять участие в совместном проекте Российской академии музыки имени Гнесиных и Луганской государственной академии культуры, искусств имени М. Матусовского и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Как сказал один из студентов: «Мы же русские люди и ехали к русским людям, которые оказались в таком положении!» Как выяснилось, не всё и не всем родным и близким рассказали куда они собирались. У кого-то больная бабушка, у кого-то в больнице лежала с сердцем мама, кто-то вообще сообщил родителям, что едет в Липецк…

Студенты народ не богатый и лишняя копейка никогда не мешала. Но поехали ребята в Луганск не за длинным рублём. Им с самого начала ничего не обещали. Они поехали по зову сердца, по велению совести. Всем нам знакомо стихотворение Константина Симонова «Жди меня», которое сегодня вновь звучит с особой силой, с особым смыслом.

Мне довелось встретиться с теми, кто сегодня сидит в окопах на передовой, отбивая атаки ВСУшников, а потом сами идут в наступление и с теми, кто их ждёт дома, верит и надеется. И не раз мне доводилось слышать строки Константина Симонова или их перефраз:

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло. 
Кто не ждал меня, тот пусть 
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, -
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

По мотивам этого великого по своей душевности и человечности поэтического произведения было подготовлено музыкально-поэтическое представление. В его основе песни военных лет и о войне, переплетение героического прошлого нашего с событиями дня сегодняшнего. Но главное — тема любви, надежды и безграничной веры в торжество силы человеческого духа и воли к победе.

Уже потом, вернувшись в Москву студенты делились своими страхами. Нет, не перед обстрелами, а перед тем, как их воспримут зрители. Ребята выкладывались как никогда. И совершенным потрясением для них стал аплодирующий стоя зал, и слёзы, которые текли из глаз зрителей. О времени и месте представления заранее никого не оповещали из-за мер безопасности. Понятно, что приходилось учитывать оголтелые нравы нынешних бандеровцев, которые не преминули бы воспользоваться скоплением мирных людей, да ещё по такому поводу. А зал был переполнен, как и сердца людей в этом зале были переполнены благодарностью.

И эти слёзы, и благодарность луганчан стали наивысшей наградой не только для ребят, но и для всей постановочной группы во главе с Ольгой Ивановой, режиссером-постановщиком Камерной сцены Большого театра, заслуженным деятелем искусств России, лауреатом Всероссийской литературно-театральной премии «Хрустальная роза Виктора Розова», доцентом кафедры оперной подготовки Гнесинской академии. Всего на её творческом счету около 150 (!) постановок классических русских и зарубежных опер, оперных произведений современных композиторов, авторских музыкальных спектаклей по всей стране. Вот и теперь она вместе с руководителем Оперного театра-студии РАМ имени Гнесиных Александром Бутвиловским стала автором идеи и сценария этой постановки, её режиссёром, лично занималась отбором солистов из лучших студентов Гнесинки, Петербургской консерватории и Луганской академии.

Особую роль в том, что проект состоялся сыграли руководители двух замечательных творческих вузов – ректор Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор А.С. Рыжинский и ректор Луганской государственной академии культуры и искусств имени М. Матусовского, Заслуженный деятель искусств Луганской Народной Республики, профессор В.Л. Филиппов. Благодаря их неуемной энергии, всесторонней поддержке и безграничной вере в конечный результат состоялся этот удивительный по силе духа проект. Как бы там не было, но Луганск живёт в особых условиях и оба руководителя не отмахивались от естественных сложностей и трудностей, сами брались за дело.

Надо принять во внимание, что в Луганске нет оперного театра. Его отсутствие компенсируется оперной студией Луганской академии культуры и искусства, точнее её залами. Но их технические возможности мало приспособлены для оперы. Но именно там и состоялось представление, когда на сцене выступали москвичи, петербуржцы и луганчане, объединённые в один дружный коллектив.

И ещё одно признание студентов из Москвы, — они ехали в Луганск не зная, чего ожидать. Но действительность привела их в шок. Красивый, чистый, ухоженный город, утопающий в цветах и зелени. Поразили их и жители города – улыбающиеся, приветливые, готовые в любую минуту прийти на помощь и вместе с тем внутренне суровые и напряжённые. И ничего, что в фактически прифронтовом городе были бытовые неудобства – в студенческом общежитии на девятом этаже порой не было воды и подниматься туда надо было пешком, а над головой пролетали ракеты, снаряды и беспилотники противника, ничего, что ежедневно репетировать приходилось по много часов. И когда я спросил их, а поехали бы они туда снова, они, не сговариваясь, дружно ответили утвердительно.

Я не был на представлении, но просмотрел видеозапись. И это было на одном дыхании, мороз по коже пробирал! С одной стороны, тема мне близка и знакома, сам бывал в горячих точках, когда дома ждала жена и дочь, а с другой я получал огромное удовольствие от отличных голосов исполнителей, их профессиональной подготовки, великолепной постановки. Впечатление усиливалось кадрами кинохроники времен Великой отечественной войны, в которые вклинилась хроника из современной военной истории.

Сейчас много говорят и пишут о воспитании патриотизма, ломают над этим головы. А надо ли ломиться в открытые двери? Надо поддержать лишь такие проекты.

Почему бы не выделить один из московских залов для уже готового музыкально-поэтического представления и водить на него старшеклассников? Бесплатно. Можно и проехаться по большим и малым городам и посёлкам нашей Родины с этим представлением.

Пока же, ребята, побывавшие в Луганске, ждут оттуда своих новых друзей, с которыми они выступали на сцене. А это студенты Луганской академии культуры и искусств, артисты оперного театра-студии имени Сперанского, академического хора, балета, народного вокально-хореографического ансамбля, эстрадно-симфонического оркестр.

Сделав свой осознанный выбор однажды, ребята перешагнули определённый рубеж. Им предстоит ещё долгая жизнь, но своё участие в совместном проекте академии Матусовского, «Гнесинки» и Петербургской консерватории навсегда останутся у них в памяти. Как и навсегда сохранится дружба ребят трёх музыкальных учебных учреждений.

Андрей СТУРУА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Капча загружается...