Взгляд с одной из сторон на события в секторе Газа. Рами Аль-Шаер – публицист, политолог, дипломат, общественный деятель, специалист по проблемам Ближнего Востока, которые знает, как немногие. Этим же вопросам посвящены и несколько его книг. Высшее военное образование он получил в Москве, где также стал доктором военно-исторических наук. В 1975 году во время палестинского конфликта в качестве военного атташе был направлен в Россию. С 1983 по 1986 год был послом Палестины в Советском Союзе и считался личным представителем Ясира Арафата. Рами Аль-Шаер — единственный гражданин России, родившийся в Вифлееме. В 1992 году получил российское гражданство, но оставил и гражданство Палестины.
Ровно пятьдесят лет назад, в октябре 1973 года, египетские и сирийские вооруженные силы вступили в сражение с израильской армией с целью освободить их земли, ранее захваченные Израилем в ходе двух агрессий: в 1956 году, действуя совместно с Англией и Францией, Израиль вторгся в Египет, а в1967 году совершил новую агрессию против Египта, Сирии и Иордании, значительно расширив оккупированные им территории, включая Восточный Иерусалим.
Война закончилась благодаря вмешательству мировых держав. Организация Объединенных Наций, действуя по требованию Советского Союза и с согласия США и ряда других стран, ввела в зону перемирия две бригады многонациональных сил и группы военных наблюдателей ООН. Уже на этом этапе переговорного процесса западные страны, и прежде всего США, обеспечили серьезные преимущества для израильской стороны. На египетском Синайском полуострове были размещены американские войска, которые на многие годы исключили участие Египта из общеарабской коалиции, противодействующей аннексионистской политике Израиля на палестинских землях.
Теперь у Израиля и его главного заокеанского покровителя руки были развязаны. Одним из принципиальных условий соглашения о прекращении огня и начала процесса мирного урегулирования было обеспечение прямого диалога между противоборствующими сторонами на основе выполнения соответствующих резолюций ООН. Как известно главной из них была та, что подтвердила право палестинского народа на создание независимого палестинского государства на определенных международным сообществом территориях и права палестинских беженцев на возвращение в районы, из которых они были изгнаны в 1947 году.
Ни одно, ни второе условие, подтвержденное рядом резолюций ООН, выполнено не было. Более того, Израиль, пользуясь поддержкой западных стран, и не думал его выполнять. Три четверти века прошли в безуспешных попытках добиться окончательного мирного урегулирования. Палестинский народ все эти годы жил в условиях апартеида, проявлявшегося во всех без исключения областях жизни. Более того, его права ущемлялись ежедневно, ежечасно. Пользуясь бесконтрольностью и даже одобрением западных кураторов, оккупанты продолжали беззастенчивый захват земель, определенных для палестинского государства, и использовали их для строительства все новых поселений, в которых с комфортом размещали евреев, переселявшихся в Израиль, а то и людей из европейских стран, просто представлявшихся евреями.
В течение этих семидесяти пяти лет палестинский народ не раз пытался восстановить справедливость: он выходил на улицы, требовал положить конец оккупационному режиму. Оккупанты встречали палестинскую молодежь не только резиновыми, но и разрывными пулями. Израильские тюрьмы постоянно пополнялись. А палестинские земли все больше оказывались в руках израильских властей. К тому времени, как произошли последние события в Израиле, по моим подсчетам, около 79 процентов земель, принадлежащих Палестине, находятся под полным контролем израильской армии и спецслужб.
В январе 2020 года президент США Дональд Трамп пригласил в Вашингтон премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и его соперника Бенни Лазара. Речь шла о запуске так называемого «мирного плана», которого в Америке именовали «сделкой века». «Сделка века» предусматривала создание символического палестинского государства — без армии, без устойчивых инструментов выживания. Но что еще важнее, она включала признание полного контроля Израиля над «Объединенным Иерусалимом» и аннексию более 100 поселений с целью предотвращения возвращения палестинских беженцев на оккупированную палестинскую территорию.
Что касается сектора Газа, то, согласно этому плану, Египет должен был предоставить палестинцам «дополнительные территории» для строительства аэропорта и предприятий, призванных обеспечить торговый обмен и рост сельского хозяйства. Но все это без делимитации границ анклава и без предоставления палестинцам постоянного места жительства!
Американцы даже обещали построить подвесную дорогу, которая соединит Газу и Западный берег. Западные страны не сделали ничего, чтобы снять с сектора Газа фактическую блокаду израильской армией. Израиль контролировал его импорт и экспорт, окружил кольцом военных постов, ограничивал морские маршруты. И после всего этого испытал удар со стороны нищего, живущего впроголодь, фактически изолированного от мира района с населением 2,67 миллиона человек!
Американский план, как это понятно, был обречен на неудачу, что стало еще одним фактором обострения обстановки на палестинских землях. Когда наш народ восстает, западные СМИ тут же посылают в наш регион сотни бригад журналистов с камерами и даже с беспилотниками, чтобы запечатлеть и опубликовать повсеместно протестные действия под рубриками «снова терроризм», «ИГИЛ возрождается» и т.д. Таким образом истинная проблема затушевывается; мировое общественное мнение снова и снова вводится в заблуждение относительно подлинных причин народного возмущения, терпению которого положен предел.
Прошла уже неделя с момента начала военных действий на территории Израиля и бомбардировок сектора Газа. Можно только сожалеть о погибших с обеих сторон в результате эскалации военных действий, которая, по сути дела, стала еще одной кровавой страницей в истории ближневосточного конфликта. Количество жертв растет, и особенно быстро это происходит в секторе Газа, против которого Израиль применил коллективное наказание, отказав его населению в подаче воды и электричества.
Как бы ни расценивали действия ополченцев ХАМАС израильские власти, подобный акт приравнивается к полномасштабному военному преступлению и является вопиющим нарушением международного права. Кроме того, есть свидетельства, что, нагнетая антиарабские настроения в Израиле, военные и пропагандистские СМИ Израиля и Запада специально сообщают о имеющихся случаях средневековой жестокости, якобы совершенных палестинцами. Иными словами, нередко имеют место дезинформация или фейки, распространяемые теми средствами массовой информации, которые участвуют в угнетении и ограблении израильской верхушкой палестинского народа.
Меня все чаще спрашивают, не приведет ли продолжающаяся эскалация конфликта к более серьезным и трагическим событиям: к полномасштабной региональной войне, а то и к Третьей Мировой войне. Немалую тревогу вызывают угрозы израильского руководства применить «все средства» для обороны Израиля. Некоторые эксперты считают, что это говорит о возможном использовании Израилем ядерного оружия (военные специалисты полагают, что у Израиля на сегодняшний день 83 атомные бомбы). Мировые СМИ также обратили внимание на посылку в Восточное Средиземноморье американского авианосца.
Я считаю, что, как использование Израилем ядерного оружия, так и участие американского флота в конфликте было бы безумием. На протяжении многих лет я и другие политологи, занимающиеся проблемами Ближнего Востока, предупреждали Израиль; время идет вперед, появляются новые методы и технологии вооруженной борьбы, и неминуемо настанет день, когда Израиль будет не в состоянии, даже с наличием отличных танков и самолетов, справиться с огромным арсеналом альтернативных и нестандартных средств ведения войны. Я уже не говорю о том, что, в какой бы стране ни шла партизанская война, регулярные войска никогда с партизанами, вооруженными нестандартным оружием, справиться без огромных потерь не могли.
В вооруженных силах ХАМАС не больше двадцати пяти тысяч человек; они неплохо подготовлены, но в сравнении с полумиллионной армией, которую может выставить Израиль, это силы очень скромные и не обладающие мощным вооружением. Но ведь это далеко не все силы, которые могут встать на защиту палестинцев!
Смотрите: на крошечной территории сектора Газа, почти целиком просматриваемой израильскими военными, ХАМАС смог подготовить и бросить в бой десант на дельтапланах и резиновых лодках с моторами. Понимают ли израильские политики и генералы, что может быть подготовлен и брошен в бой значительно более серьезный десант, если Израиль будет вести жестокое уничтожение палестинцев?
И это вовсе не фантазии! В ряде арабских стран проходят боевую подготовку специалисты, изучающие средства, которые могут мешать противнику применять то вооружение, которым он располагает. На территории Ливана, к примеру, расположена военная академия, в которой готовятся специалисты по нестандартным методам ведения войны – в соответствии с разработками, осуществленными талантливым военачальником Касемом Сулеймани, убитым американскими и израильскими спецслужбами. Но тактику Сулеймани там преподают, и десятки тысяч арабов уже прошли эту боевую подготовку. Таких академий в арабском мире сегодня уже три. И к этому надо добавить еще семь центров, в которых готовят рядовой и сержантский состав для военных операций в будущих войнах.
Сколько раз Израиль предупреждали, что с каждой новой войной он будет терять все больше солдат и офицеров, все больше боевой техники? А, учитывая отсутствие у Израиля стратегической глубины, он гораздо больше подвержен воздействию ракетно-артиллерийского вооружения, чем любая другая страна ближневосточного региона!
Какой из этого надо сделать вывод? Только один: если Израиль продолжит в отношении палестинцев политику апартеида и насилия, то нынешняя война для него вовсе не последняя. Это, можно сказать, репетиция перед значительно более серьезной войной. Потому что ни палестинцы не примирятся с унижением, с оккупацией их страны, с захватом палестинских земель, с блокадой мечети Аль-Акса, и их поддержат миллионы арабов в других странах.
Мне могут ответить, что Израиль по-прежнему обладает огромным арсеналом высокотехничного вооружения на таком уровне, какого не достигли арабы. Пусть так. Но у Израиля есть противники, которые могут превратить Израиль в огненный ад. Возьмите хотя бы движение Хезболла. Это сегодня одна из крупнейших военных организаций на Ближнем Востоке, пользующаяся поддержкой по крайней мере четверти населения Ливана. Она располагает арсеналом ракетного оружия, в котором более ста тысяч единиц разного ракетного вооружения. ХАМАС запустил, как сообщают, всего от пяти до семи тысяч ракет по Израилю, и хваленый «Железный купол», мощная антиракетная система ПВО, с ними справиться не смогла. А если этих ракет будет десятки тысяч?
Сегодня движение Хезболла ведет себя довольно сдержанно. В Ливане сложная ситуация, Хезболла обязана с ней считаться. Ей противостоят другие политические силы. Пока Хезболла не хочет ввергать страну в опасную войну, но, если Израиль будет планомерно и последовательно уничтожать палестинцев на всех их землях, Хезболла может вмешаться.
Официальная позиция движения сегодня такая: если начнется наземная операция Израиля в Газе, оно может нанести удар на севере Ирана. Израиль грозит ядерным оружием Ирану — за то, что эта страна якобы поддерживает ХАМАС, хотя общеизвестно, что главными спонсорами ХАМАС являются турецкие «браться-мусульмане» и Катар. Известно, что во время своих масштабных военных учений Израиль провел дозаправку своих самолетов в воздухе с помощью американского топливозаправщика.
Совершенно ясно, что это была репетиция проведения ядерного удара по Ирану. Израиль также имеет на вооружении ракеты «Иерихон-2» и «Иерихон-3», которые могут нанести удар по любой точке Ирана. Но Иран сегодня – мощная военная держава. Иранские ракеты «Шахаб-3» и «Шахаб-4» способны, в свою очередь, поразить любой район Израиля, преодолев его противоракетную оборону. А у ракеты «Шахаб-4» боеголовка мощностью 1600 тонн в тротиловом эквиваленте. Израиль – страна промышленных предприятий и лабораторий; трудно даже представить, какие разрушения и загрязнение атмосферы может вызвать даже один взрыв…
Вывод, который пора сделать израильским политикам, таков: общий баланс сил медленно, но неуклонно смещается от Израиля к его противникам – к тем, кто выступает за незамедлительное решение палестинской проблемы. И это сегодня самый главный аргумент, который Израилю нужно правильно оценить, и соответственно действовать не на поле боя, а в сфере международной политики и дипломатии.
Рами АЛЬШАЕР, палестинский публицист,
специально для «Литературной России»