Пятнадцать лет назад вольная экранизация знаменитой повести Бориса Васильева совместила лозунги «Родина-мать зовёт!» и «Родина кинет тебя, сынок»….
«Дуриван работает инструктором в женской военной академии. Однажды он выбирает пять самых наглых и непослушных курсанток для похода в джунгли, чтобы научить их выживать в диких условиях. Во время этого похода они замечают отряд из 16 вооружённых людей. Выясняется, что эти люди готовят диверсию во время запуска индийского спутника»
Прочтя такой анонс индийского фильма Peranmai (переводится как «Доблесть» или «Отвага») режиссёра Джананатхана, я долго подбирал челюсть. Одно дело жуткие ремейки «Звёздных войн», «Терминатора» и «Гарри Поттера», но «А зори здесь тихие»?!
Интригу добавили три персоны: наставника Джананатхана – режиссёра Бхимсингха Ленина, художника картины – Троцкого (это имя) Маруду и главного министра штата Тамилнаду, в котором она снята – Мутхувела Карунанидхи Сталина. Мало того: среди фильмов создателя «Доблести» стала вольная экранизация «Белых ночей» Достоевского.
Одному из моих друзей приходилось встречаться с легендарным организатором восстания в гитлеровском лагере смерти Собибор Александром Печерским. Которого спросили: как ему фильм «Побег из Собибора» с Рутгером Хауэром в роли его самого? Александр Аронович ответил:
«вышло замечательно, но жаль, не показали, что советские участники побега были воспитаны коммунистической партией и комсомолом».
В индийских «Зорях» всё наоборот. Сержант Дуриван (точнее Дуруван) — убеждённый коммунист. Даже в одном из редких (совсем без них нельзя – Индия же!) танцев актёр Джаям Рави со своей партнёршей на секунду изображает знаменитую скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». И в женском элитном военном колледже он читает курсанткам лекцию о теории прибавочной стоимости, возмутив начальника колледжа Ганапати. Потому что вне официальной программы, и вообще – экстремизм!
Выговором за красную пропаганду неприятности сержанта не ограничивается. Недаром его имя Дуруван – звучит почти как Иван-Дурак. Такой он и есть – храбрый, сильный, добрый и очень несчастный. Только страдает не от злых братьев – в родной деревне его как раз уважают. Мастер на все руки: хотите – тигра-людоеда завалит, хотите – у коровы роды примет.
С тигра и коровы всё и начинается. Проезжая через деревеньку, где отмечали трудовые подвиги Дурувана, курсантки снимают на айфоны песни, пляски и самого героя, а потом он оказывается их инструктором! Деревенский мужик, тамил из низкой касты? Фу!
Больше всего возмутилась пятёрка подружек: Туласи, Сушила, Калпана, Дженнифер и Аджита. И не просто возмутилась, а начала бедолагу целенаправленно травить, пользуясь тем, что Ганапати трепещет перед их влиятельными родственниками. То пистолет сопрут – начальник немедленно обвиняет сержанта в продаже его террористам. То верещат о домогательствах – Ганапати заставляет Дурувана мыть туалеты. Сверх того на него набрасываются родственники поганок, а он даже сдачи дать не может – посадят.
Дурувану пытается помогать инструктор Виктория – здешняя помкомвзвода Кирьякова, которая ещё и монашка. Её девки боятся – видимо у дамы тоже семья влиятельная. Виктория разоблачает пакостниц, но ни не унимаются и перед выездом в джунгли для полевых занятий оставляют Ганапати записку. Типа, если не вернёмся вовремя, мужлан нас под деревом насилует! Хотя сами не против с ним переспать и даже захватывают с собой презервативы. У Аджиты робко просыпается совесть – она уже слегка влюблена в сержанта, – но сопротивляться подружайкам не решается.
В джунглях курсантки топят джип и наталкиваются на мрачных головорезов европейской внешности. Они хотят уничтожить ракету, готовую к старту на расположенном неподалёку космодроме. Учёный, которого играет сам товарищ Троцкий, обещает, что группа спутников «Зелёный прорыв-1» обеспечит Индии высокие урожаи. Хозяева диверсантов явно против, и Дурувану с командой приходится вступать в бой. Часть врагов уничтожена, но гибнут и Аджита с Сушилой. Одна идёт за помощью через реку и её засасывает ил, вторую прикалывает ножами к дереву командир, а хуже всего – у защитниц космодрома кончаются патроны. Остаются лишь бутылки с бензином, ножи и арувалы – тесаки вроде мачете с загнутым концом.
Чтобы воодушевить девиц, инструктор призывает их стать богинями Кали, Дурги и Парашакти. Поскольку Кали и Дурга разные воплощения одной богини, логичнее было призвать её третью ипостась Парвати, но я тонкостей индуизма не знаю. Главное, что призыв срабатывает. Лица курсанток становятся такми, что понимаешь – божество смерти в них таки воплотилась! Врагов истребляют, но двое с переносной ракетной установкой ушли к точке запуска. Чтобы выбить из пленного информацию барышни жгут ему руку маленькой паяльной лампой – обугленные пальцы показаны во всей красе – и затем добивают камнями. Сержанту слегка не по себе: Кали оказывается и правда существует!
Тем временем начальник колледжа находит записку и спешит в лес убить «насильника» с отрядом полиции. Он требует у деревенских сказать, где Дуруван, те естественно не знают и тогда полицейские сносят деревню, избивают её обитателей и с особым смаком сжигают книги. Забавно, что Ганапати (он же Ганеш) в индуистской религии — бог мудрости и благополучия. Здесь же мразь с таким именем разъясняет, что быдлу учиться не надо, а то станет слишком умным и «выгонит нас отсюда».
Ганапати сталкивается с Дуруваном и пытается его убить. Сержант с удовольствием бьёт начальству морду, показывает трупы диверсантов и уходит их добивать. «Зелёный прорыв» стартует, враги уничтожены и медаль за победу над ними получает подлый начальник Дурувана. Родственницы Сушилы и Аджиты дают интервью о погибших, Сержант муштрует на плацу новых курсанток, призывая отдать жизнь за Родину. На бездомных жителей деревни всем наплевать. Родина оказалась для них злобной мачехой. Да и только ли для них?
Кремлёвская пропагандявка (ранее подельник либераста Бориса Немцова и обличитель президента на сайте «Дутый Пу») по имени Алексей Чадаев благодушно уведомляет дорогих россиян, что подобное «в порядке вещей». И с удовольствием констатирует, что «народ у нас лояльный – просто мечта для власти». Замначальника управления Росгвардии по ДНР Александр Ходаковский со своей стороны уверен, что «те, кто красовался в тылу, поползут вереницами в школы рассказывать детям о том, как они воевали, и те, кто загибался в окопах, выстроятся в очереди за льготами на коммуналку».
Скончавшийся 14 марта 2021 года Джананатхан очевидно считал точно так же, подтверждая свою позицию и последующими работами. Герои картины «Муха» борются с иностранной медицинской корпорацией, которая при поддержке продажных чиновников испытывает на индийцах зловредные препараты. В фильме «Общая земля» другие корпорации и купленное ими правительство превращают Индию в свалку отходов. Коммунист Балусами берётся за оружие, но терпит поражение. В финале он идёт на виселицу, успев призвать продолжить своё дело, а его палач сходит с ума.
Тем временем в России сняли фильм про восстание в Собиборе. Его режиссёром стал актёр Константин Хабенский, который поддерживал на президентских выборах олигарха Михаила Прохорова, защищал соратницу другого олигарха и будущего иноагента Михаила Ходорковского Светлану Бахмину, а теперь исправно колеблется вместе с генеральной линией партии.
Печерского Хабенский сыграл лично, заявив, что ему было важно показать момент «превращения из советского человека в человека нормального». И показал жалкое криворотое существо, которое с воплями «Да еврей я!» пытается демонстрировать соседям по бараку свои обрезанные гениталии (в «Побеге из Собибора» советские военнопленные во главе с Хауэром входят в лагерь строевым шагом, внушая надежду заключённым и страх палачам). Какое в стране время – такое у неё и кино.
Юрий НЕРСЕСОВ