Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент рассказал о творчестве лауреатов Патриаршей литературной премии этого года – протоиерея Владимира Вигилянского, Валерия Хайрюзова и Светланы Кековой.
– Ваше Высокопреосвященство, в числе лауреатов Патриаршей литературной премии – протоиерей Владимир Вигилянский. Какие отличия Вы считаете главными между просто писателем и писателем, который является священником? Или таких отличий нет?
– Такие отличия есть. Есть ответственность каждого писателя за каждую строку, написанную им. Ответственность перед настоящим и будущим, потому что и после смерти автора его произведения продолжают жить и влиять на читателей. Гораздо большая ответственность – у священника за каждое написанное слово. Ведь от священника ждут слова о Христе. Оно, даже пусть и произносится не с амвона, должно свидетельствовать об Истине, воспевать благость Творца, помогать людям отказаться от греха и встать на путь покаяния. Слово священника, пусть оно изложено в художественной форме, должно помогать человеку в жизни, укреплять в любви к ближнему, вселять надежду на милосердие Господне. В своих произведениях священник не может не затрагивать тему нравственности и духовности. Он не может просто развлекать своими произведениями. Он должен помочь задуматься, раскрыть читателю что-то важное для него. Тексты протоиерея Владимира Вигилянского соответствуют этим критериям.
– Какие самые важные для писателя и священника умения работать со словом Вы бы назвали?
– Одно из важных – найти слова, которыми можно «достучаться» до разных людей. В том числе – за небольшой промежуток времени. Не всегда есть возможность вести долгую беседу. Не каждый человек будет читать длинный роман. Поэтому необходимо умение говорить о важном коротко и так, чтобы услышали. Безусловно, это не означает, что длинные тексты не нужны или что большие литературные произведения чем-то хуже небольших. Нужно всё это. Но порой надо сказать быстро, точно, емко, понятно. У о. Владимира Вигилянского это получается очень хорошо. Приведу пример. В одной из своих заметок он перечисляет для читателей целый список убеждений, которые сегодня навязывают людям телевидение, пресса, реклама и разные сайты:
– откажись от всех твоих комплексов;
– истина относительна, необязательна: сколько людей, столько и истин;
– бери от жизни всё, один раз живём, бессмертия нет;
– наслаждайся всем, что тебе нравится, главное – драйв, крутизна, кайф;
– самая важная ценность – деньги, за которые можно купить все: любовь, власть, образование, славу, друзей, здоровье, семейное благополучие, профессию, свободу, внешнюю привлекательность;
– никому не показывай, что ты слаб;
– ты самодостаточен;
– будь циником, честолюбцем, уверенным в достижении своих целей, верь в себя самого, живи красивой мечтой;
– всегда прощай себе слабости, уважай свои прихоти;
– будь требовательным к другим, но снисходительным к себе;
– никогда не позволяй на себе «ездить», садиться себе на шею, быть кому-то обязанным, отвечать за кого-то.
Вот этот список. В нём всего несколько строк. Но сколько в них содержания, сколько настоящих бед времени и предпосылок для будущих бед.
– Человек, который примет такие убеждения, окажется не самым лучшим другом, коллегой, семьянином, специалистом, соседом, гражданином – это понятно. Но, возможно, ему самому живётся хорошо?
– У о. Владимира Вигилянского есть ответ и на это: «Людей, живущих по таким принципам, много. Но есть неизгладимая печать на их лицах – неудовлетворение, тревога, страх: а вдруг я потеряю то, что уже имею? По сути, это страшная несвобода, рабство, каторга! Людям, живущим в мире вещей и наслаждений, всегда чего-то не хватает, они ненасытны, зависимы, несчастливы, поскольку счастье они понимают как исполнение своих желаний, которые неутолимы».
– Валерий Николаевич Хайрюзов – лётчик. На первый взгляд, профессия не самая близкая к литературе…
– Писателем может стать человек абсолютно любой профессии. Господь даёт людям разные таланты, и их сочетание в одном человеке может быть неожиданным. У Валерия Николаевича Хайрюзова немало произведений, которые мог создать именно лётчик: человек, которому эта сфера незнакома, не смог бы написать так правдиво, глубоко и в то же время интересно. Когда человек пишет о том, чего не знает или с чем не очень знаком, возможны ошибки, неточности. Если говорить о профессии лётчика, самолётах, жизни аэродромов, от человека, который не знает этого изнутри, возможна романтизация, нереалистичность. Излишняя романтизация нежелательна, потому что может вызвать у читателей искажённые представления о профессии. Представим, что мальчик собирается стать лётчиком. Гораздо лучше, если он понимает, что для этого нужно много учиться, много трудиться, что необходима ответственность, умение принимать решение в нестандартной ситуации. Неправильно выбирать профессию под влиянием романтизма. Валерий Николаевич показывает и красоту выбранной им профессии, её необходимость людям, и ответственность, труды и трудности. Писательский дар, когда он дан Господом, проявит себя, кем бы человек ни был, чем бы ни занимался.
– Какое-то произведение Валерия Хайрюзова может служить ярким примером этому?
– Предлагаю вспомнить детский рассказ «Мышка-балерина». Мышка там и танцевать умела, и вестибулярный аппарат тренировала, и путешествие совершила. Рассказ небольшой, лёгкий, интересный. Задумывались ли читатели, как он появился? Почти уверен, что из какого-то незначительного случая. Например, в перевезённом с помощью вертолёта вагончике обнаружилась мышка. Или же мышка просто поселилась в уголке такого вагончика, а остальное всё создано писательским воображением. Тема полёта настолько естественна для рассказов лётчика, что ни юные, ни взрослые читатели не удивятся тому, что мышка обрела такой опыт.
– Вы сказали, что излишняя романтизация профессии вредна. А как рассказать подросткам о тех профессиях, у которых традиционный романтический ореол?
– Вспомню повесть Валерия Хайрюзова «Отцовский штурвал». И романтика в ней есть, и история, и много труда и ответственности. Не скрыты и опасности. А ещё в этой повести есть целый мир разных людей, связанных профессией, местом жительства, дружбой, человечностью. И это реалистичные образы, а не кто-то очень идеальный или абсолютный злодей. Эта повесть не только профессию правдиво показывает, но и готовит юных читателей ко взрослой жизни, где далеко не всегда всё просто и однозначно. Произведение это не только для подростков, и взрослым людям оно будет не менее интересно.
– О прозе мы поговорили. Перейдём к поэзии?
– Среди лауреатов Патриаршей литературной премии прекрасный поэт Светлана Васильевна Кекова. В её стихах перед читателем раскрывается мир настоящего поэта, который может увидеть или услышать стихи буквально везде, и в стихах которого найдётся место самым прозаическим реалиям, при этом читатель почувствует их по-новому. Процитирую несколько строк:
…Мы поселились в доме на Кирпичной. Там стол стоял и ржавая кровать. Сначала нам казалось непривычным, что можно было окна открывать и видеть сад, заросший лебедою, заброшенный, запущенный на вид, – в нём все, что людям кажется бедою, росло, цвело и превращалось в быт. Пусть в доме пахло плесенью и пылью, но воздух сада нас поил вином, и то, что было сном, казалось былью, и то, что было, становилось сном. Стихи стояли, как стволы деревьев, тянули к небу мысли и слова…
Читаешь такие строки и понимаешь, что настоящий поэт заставит по-новому взглянуть даже на обыкновенную пыль…
– Какие строки Вам здесь особенно нравятся?
– «Стихи стояли, как стволы деревьев, тянули к небу мысли и слова…» Настоящие стихи и должны «расти» вверх, помогать расти и самому поэту, и его читателям. И на уровне замысла, смысла, мыслей, и на уровне слов. Это, возможно, главный критерий настоящей литературы.
Беседовала Валентина КУРИЦЫНА